Сергей смотрел на своего отца, а его сердце сжималось от боли. Этого просто не могло быть! Он ведь держал отца на руках в последние секунды его жизни. Целовал в лоб его бездыханное тело и прощался с ним, пропуская через себя боль, от которой никогда в жизни уже не избавиться. Он первым бросил горсть сырой земли на крышку гроба. А теперь стоял, смотрел на отца, который, казалось бы, не узнавал его, и готов был рухнуть в обморок, как юная леди из светских кругов, завидевшая мышку. Тошнота подступила к горлу и сдавила его колючей проволокой. Воздуха в помещении стало катастрофически мало. Сергей прислонился к дверному косяку. Он не слышал вопросы, которые ему задавали, глядел в одну точку. На человека, который словно воскрес из мёртвых. На своего отца.
После похорон отца Сергей каждую неделю приезжал на кладбище и ухаживал за могилкой. Ему тяжело было принять страшную правду о том, что человека, которого он так сильно любил, больше нет. Нет отца, который готов был подставить своё плечо в тяжёлые моменты, того, кто радовался вместе с сыном его успехам, а в случае неудач говорил, что они делают только сильнее.
Прошло четыре года, но ничего не изменилось. Каждую субботу Сергей садился в машину и ехал на кладбище. Исключением становились дни, когда мужчина уезжал в командировку или в отпуск с женой и сыном.
Сергей был успешным бизнесменом, и, когда не стало отца, он начал делать большие переводы в дома престарелых. Мужчине хотелось поддержать как-то стариков, от которых отказываются родственники, потому что он совсем не понимал, как можно так поступить – отдать родного человека, бросить его на произвол судьбы. Впрочем, мужчина не осуждал людей, которые решались на данный шаг, не все делали это от хорошей жизни. У каждого были свои проблемы и тараканы в голове. Возможно, кто-то не мог справляться с уходом за старыми родителями по причине своего плохого здоровья, а может быть, в своё время эти старики повели себя так, что человек попросту не желал находиться с ними рядом. Были ведь среди них и те, кто тратил свою жизнь на пьянки, а детей морил голодом. Заслуживали ли такие люди называться родителями?
- Сергей Алексеевич, вам следует принять участие в съёмках для репортажа о пожертвованиях, которые вы делаете в дом престарелых, - заглянула в кабинет Зина, менеджер, занимающаяся рекламой в его компании.
- А это обязательно? – вздохнул мужчина. Ему совсем не хотелось светить на всю страну своим лицом и говорить, какой он хороший. Он считал, что пожертвования должны идти от сердца, а совсем не ради того, чтобы похвастать перед кем-то и заслужить всеобщее признание.
- Это по большей части не наше решение. Директор попросила приехать и отснять, чтобы показать, что есть люди неравнодушные к оставленным своими детьми старикам, а также с целью привлечения дополнительной помощи для других домов престарелых. Они хотят показать, что было до того, как вы начали помогать, и что стало теперь.
- Они в прошлое вернутся, что ли, чтобы посмотреть, как было до моих переводов? – продолжал отнекиваться Сергей.
- Нет. Старые записи и фотографии у них есть. Сергей Алексеевич, это и для нас было бы полезно! – Зина немного покраснела и прикусила язык, потому что знала, что начальник не любит хвастать своей добротой. – И старики будут рады увидеться с их покровителем.
- Какие громкие слова. Все мы под одним небом ходим, и у всех нас один покровитель! – покачал головой Сергей, но спорить долго он не стал, решил, что поедет, хотя бы для того, что своими глазами увидеть, на что пошли его деньги.
Он долго изучал речь, которую его попросили произнести для видео, но затем смял листок и закинул в урну для мусора. К чему всё это? Слова должны идти от души, только тогда люди поверят в них. Именно такой точки зрения всегда придерживался Сергей. По этой причине он решил, что скажет всё, что будет идти от сердца и непременно упомянет о своём отце, потеряв которого и решил заняться благотворительностью.
Вот только слова потерялись где-то среди других мыслей, а может, застряли в горле, после того, как мужчина увидел его. Один в один отец, но на лице этого мужчины было чуть больше морщинок и седина затронула уже все волосы.
- Здравствуйте! – негромко произнёс Сергей, глядя на старика, который не признавал его, но с любопытством стал разглядывать.
- Здравствуйте! – ответил дедушка и опустил взгляд. – Мне нужно что-то сказать? – он опасливо посмотрел на камеры, которые были сосредоточены на нём и Сергее.
- Батя? Как такое может быть?..
- Вы что-то путаете. Я вас не знаю, - покачал головой старик.
- Назовите ваше имя, пожалуйста!
- Саша, - ответил мужчина.
- Не Алексей? – Сергей чувствовал себя безумцем, глядя на такое родное лицо и понимая, что незнакомец не может оказаться его отцом на самом деле. Его сердце так сильно билось в груди, что казалось вот-вот выскочит.
- Нет. Александр. А почему вы решили, что я Алексей? – мужчина чуть сощурился, глядя на Сергея. – Откуда вы его знаете?
- Я сын его! – ответил Сергей. – Сын Алексея. Сергеем меня зовут.
Зина начала указывать видео оператору, куда лучше встать, но Сергей осёк её и попросил оставить его поговорить со стариком наедине.
Руки дедушки начали трястись. Он будто бы стыдился смотреть в глаза Сергея, но в то же время вёл себя так, словно знал его.
- Вы меня знаете, да? – спросил Сергей.
- Не тебя. Знаю твоего отца. А ты похож на него, если приглядеться…
- Кто вы? – не унимался мужчина. – Почему так похожи на отца?
- Мы с ним лет сорок назад последний раз виделись… - начал Александр. – Повздорили немного из-за женщины. Впрочем, ничего серьёзного вроде не было, но неприятно, конечно… После ссоры я поехал на вахту и задержался там. Телефонов у нас не было. Телеграммы оттуда отправить невозможно было. Когда вернулся, твой отец уже на новый адрес переехал жить. Он как раз тогда со своей женой готовился к пополнению в семействе. В общем, можно сказать, что город маленький, а мы потерялись. Я пытался найти его, но не получилось ничего. Полиция в этом деле не помощник, а в передачки вроде «Жди меня» писал, да только никто ничего не ответил. Кто знает, искал ли меня твой отец, или обиделся за то, что я наговорил ему тогда…
- Получается, вы его брат? – удивился Сергей. Он всё ещё чувствовал себя плохо, сердце с силой билось в груди. Тяжело увидеть призрак родного человека, который уже никогда не вернётся. – Вы мой дядя выходит?
- Выходит, что так, - тяжело вздохнул старик.
- А почему же вы здесь оказались? Неужели у вас нет детей? – не мог успокоиться Сергей
- Так получилось, Серёженька. Так получилось. А что с братом моим? Где он сейчас?
- Умер он… Четыре года назад. Сердечная недостаточность, - Сергей едва смог выдавить эти слова из себя, потому что язык не поворачивался, хоть уже и прошло четыре года.
В глазах дяди появились слёзы. Он принялся теребить свои дрожащие пальцы и тяжело дышать, а потом глубоко втянул воздух полной грудью.
- Не успели мы с ним повидаться и поговорить. Жаль. У меня просьба к тебе есть, если можно, свози меня на могилу к отцу своему, хотя бы попрощаться с ним… Сможешь?
- Смогу, - ответил Сергей. – Если позволят, смогу, конечно.
- А мать твоя как?
- Мамы уже десять лет как нет, - отвёл взгляд Сергей.
Он снова пропустил через себя ту боль, которая частенько приходила в кошмарах, где он видел родителей и пытался вернуть их, а потом просыпался в ледяном поту и понимал, что их больше нет. В такие моменты жена обнимала его и говорила, что всё будет хорошо.
- Десять лет… - покачал головой дядя. – Ты прости за вопросы такие. Я понимаю твою горечь, но я не Алексей…
Ещё какое-то время Сергей говорил со своим дядей, а потом пообещал, что обязательно свозит его на кладбище, чтобы смог попрощаться с братом, и вышел. Зина уже нервничала и говорила, что нужно поскорее заканчивать съёмки, но мужчина отрицательно помотал головой.
- Не будет никаких съёмок и репортажей. Я против! – холодно отчеканил он и поспешил в свою машину.
Мужчина приехал домой и сразу же рассказал жене и сыну об этой случайной встрече. Сыну было уже двенадцать, и он всё прекрасно понимал, поэтому первым нарушил тишину.
- Пап, а ты уверен, что он хороший человек? Не только хороших людей ведь отдают в дома престарелых, сам же знаешь. Я бы вот вас с мамой не отдал.
- Не знаю, - пожал плечами Сергей. – Я ведь не знаю о нём ничего совсем, отец никогда не упоминал о своём брате ничего.
Всю ночь мужчина крутился в постели и не мог заснуть. Всё думал… Думал… Отец у него был прекрасным человеком. Вряд ли он стал бы ссориться со своим братом-близнецом, если бы тот не сделал что-то по-настоящему плохое. Впрочем, в молодости мы можем совершать немало ошибок. Но почему отец ничего не рассказывал о своём брате? Или стыдился того, что не смог отыскать его? А может, просто считал, что тот погиб на вахте? Вдруг получил какую-то телеграмму или что-то ещё? Но почему тогда не упоминал о том, что у него был брат? Вопросов в голове было много, да ведь не получить теперь уже ответов на них. Никто не скажет правду.
На следующий день мужчина пробил адрес семьи своего дяди. Ему захотелось посмотреть своими глазами на его потомков, чтобы понять, почему они отказались от него, ведь дедушка был полностью дееспособный. Сердце желало помочь родному человеку. Сергей понимал, конечно, что это не отец его, но несмотря на это, было в груди что-то такое, тянуло снова поехать туда и встретиться с мужчиной, поговорить с ним, свозить его на рыбалку, например, которую сам Сергей очень любил, как и отец. Если отец искал своего брата, то он непременно был бы благодарен сыну за заботу о родном человеке. Отец никогда не оставлял нуждающихся в беде.
После работы Сергей поехал по адресу, который ему удалось получить от директора дома престарелых. Он приблизился к обшарпанному подъезду и набрал номер квартиры в домофоне, но в ту же секунду дверь открылась, поэтому мужчина вошёл и поднялся на нужный этаж. Он позвонил в дверной звонок и стал переминаться с ноги на ногу. Станут ли с ним разговаривать? И кем он представится? Родственником? Около двух минут никто не отвечал, и Сергей уже хотел вернуться в машину, вдруг в квартире никого не было? Но вскоре дверь открыл мужчина, едва удерживающийся на ногах. От него резко пахнуло спиртом. Сергей поморщил нос от неприятного запаха. Видимо, это и был сын дяди – Роман. Он и числился владельцем квартиры сейчас.
- Здравствуйте! А я пришёл к Александру, отцу вашему. Могу я с ним увидеться? – быстро нашёлся со словами Сергей.
- А ты кто такой? Чё припёрся? – сразу же начал грубить мужчина.
- По вопросу одному из соцзащиты пришёл… - первое, что пришло в голову, сказал Сергей.
- Ну и катись обратно, как Колобок. Нету бати! Ясно? Защитник…
- Ро-о-ом! Чё ты так долго? Водка стынет! – позвал мужчину пьяный женский голос.
Сергей окинул взглядом кусочек квартиры за спиной Романа и невольно поёжился. Обои были ободранные и видно, что не переклеивались они уже много лет, потому что успели пожелтеть. Запах из квартиры шёл ужасный, как будто из какого-то притона для бездомных алкоголиков. Хотелось, чтобы дверь поскорее закрыли.
- Так я могу узнать, где ваш отец? – спросил Сергей.
- Знать я не знаю! Я не нянька ему! Может, помер уже! Кто его знает! Катись говорю по делам своим дальше! Ну а если бабло какое принёс, то давай за батю распишусь, и поделим пополам, а?
Сергей отрицательно помотал головой. Роман захлопнул дверь, и из-за неё сразу послышался смех вперемешку с нецензурной бранью.
Сергей вызвал лифт, но не успел зайти в него, когда из соседней квартиры выглянула бабушка.
- Вы Сашу искали из сорок девятой?
- Искал, - кивнул мужчина.
- Проходите, - шепнула бабушка.
Сергей немного посомневался, потому что какие там мысли на уме незнакомого человека могут быть не ясно, да и сил у бабушки могло оказаться не мало, стоило только вспомнить фильмы ужасов, но всё-таки он вошёл.
Женщина провела его на кухню и предложила чай, от которого мужчина любезно отказался.
- Хороший мужик был такой! Помочь, если что по дому заменить надо было кому, он не отказывался. Не гнушался никакой работы. Но сын у него… Ох… Оторви и брось. Сколько уж бедный Саша с ним намаялся. Мать ушла, когда пацану десять лет было… Вот он и отбился от рук, всё из отца верёвки вил, а он ему давал всё, что тот требовал, хотел хоть как-то восполнить отсутствие материнской любви у ребёнка. А вот после тридцати Ромка запился и стал лапы на отца распускать… А как Сашу из охраны попросили, потому что уже стар стал и проблемы со зрением начались, так и выпнул его сынок из дома, в дом престарелых отправил. А вы правда из соцзащиты? Как-то накажете его? Или я зря тут распинаюсь?
- Бог его уже наказал, - кивнул Сергей. – И продолжает наказывать… Спасибо большое вам за разговор!
Старушка кивнула. Сергей немного пообщался с ней, а потом достал из кармана пять тысяч и протянул бабушке.
- Купите себе что-нибудь, - улыбнулся мужчина, а у бабушки на глазах выступили слёзы.
Сергей вернулся домой и начал разговаривать с женой. Он пересказал ей всё, что узнал о своём дяде. Мужчине показалось логичным забрать старика из дома престарелых. Видно было, что он не лежачий, ходит плоховато, но за собой ухаживать может прекрасно, а из-за сына такого вынужден сидеть там, как за решёткой…
Жена не имела ничего против того, чтобы муж поселил своего дядю в квартире отца, которая располагалась этажом ниже.
- И у Пашки дедушка снова появится, хоть и двоюродный! – улыбнулась жена.
Заранее договорившись обо всём с директором дома престарелых, в котором и жил дядя, Сергей приехал к мужчине и сообщил, что отвезёт его на кладбище к брату. Дядя собрался и неустанно благодарил Сергея за то, что не отказал ему в этой просьбе.
Как только приехали, старик приблизился к могиле и упал перед ней на колени. Он просил у брата прощение за недопонимание, которое возникло между ними, говорил, что если бы мог вернуть время назад, то не рубил бы сгоряча. Он негромко всхлипывал и вытирал слёзы со своих щёк, а Сергей ощущал острую пульсацию в висках. Голова шла кругом от происходящего. Мужчина решил, что никогда не будет идти на поводу своего гнева и всегда будет давить импульсивность на корню.
Дядя попрощался с братом и снова начал благодарить Сергея за то, что тот не отказал ему.
- И не узнал бы никогда, что брата уже нет, если бы не случайность! Всё-таки круглая Земля! – покачивал старик головой.
- И не говорите! Как вы смотрите на то, чтобы переехать в квартиру отца? Она в одном подъезде с моей находится, аккуратная, чистая… И пустая…
Александр негромко заплакал. Он поджал губы, вытер слёзы со щёк и посмотрел на Сергея.
- Зачем тебе это, сынок? Я ведь старик бесполезный. Работать не смогу, денег приносить тоже, пенсия то у меня мизерная.
- Вы родной человек мне. Уверен, что отец бы поступил точно так же на моём месте, - с уверенностью в голосе произнёс Сергей.
Слёзы снова потекли по щекам дяди. Он приблизился к Сергею и обнял его.
- Спасибо, сынок! Достойного сына воспитал Лёша. Хороший ты человек. Я обузой не стану. Всё сам делаю! Могу мусор вам выносить и пол мыть дома, если нужно.
- Дядь Саш, да вы чего? Я вас жить в квартире зову, а не прислугой мне становиться! – удивился Сергей.
- Спасибо! – вытирая слёзы опустил голову дядя.
Уже в этот же вечер Сергей привёз Александра в квартиру своего отца и познакомил со своей семьёй. Всем очень понравился мужчина, оказавшийся таким же добрым, как и его брат. Он ни слова дурного не сказал о своём сыне, лишь тяжело вздыхал и говорил, что сам, видимо, недоглядел что-то… Где-то не додал, а где-то дал больше, чем следовало.
Семья племянника стала отрадой для одинокого дедушки, от которого отказался родной сын.