Найти в Дзене
Века древних

Тайны Месопотамии: как боги сотворили мир и пережили потоп

В жаркое лето 1912 года учёный Арно Пёбель изучал коллекции клинописных текстов в Музее Пенсильванского университета. Его внимание особенно привлекли исторические и грамматические тексты, среди которых обнаружились удивительные артефакты, проливающие свет на древнейшие этапы истории человечества. Среди этих находок была особенно ценная табличка, повествующая о создании мира и первых людях. Это сокровище, несмотря на его фрагментарность, имеет огромное значение, так как переносит нас в эпоху, которую вавилоняне считали началом времён, к моменту великого потопа и даже раньше — к сотворению людей.

Аверс таблички, содержащей рассказ о сотворении мира и потопе.
Аверс таблички, содержащей рассказ о сотворении мира и потопе.
Привет! Меня зовут Артур, я увлекаюсь историей и веду свой Телеграм-канал "Века Древних", где публикую фотографии древних артефактов и исторических мест. Мне интересно исследовать прошлое, делиться уникальными находками и рассказывать о культурных и археологических сокровищах со всего мира.

Первая колонка таблички начинается с указаний богов о том, как следует строить города. Эти наставления, по-видимому, были даны первым людям, чьё создание, вероятно, было описано в утерянных строках. Однако мы достаточно удачливы, чтобы прочитать хотя бы упоминание об этом в конце первой колонки: «После того, как Энлиль, Энки и Нинхурсагга создали черноголовых» (так вавилоняне называли человечество), «они привели в порядок и создали животных, четвероногих существ полей». Это важное открытие, ведь долгое время учёные спорили, кого вавилоняне считали создателями первых людей. Здесь мы видим, что это были два бога, Энлиль и Энки, и богиня Нинхурсагга.

Ранее от греческих писателей, таких как Берос, вавилонский жрец времён Александра Македонского, нам было известно о необычной версии сотворения человека. По его рассказу, бог Мардук отрубил свою голову, и другие боги смешали кровь с землёй, из чего создали человека, наделённого разумом. Этот рассказ дошёл до нас через Александра Полигистора и был записан Евсевием, писателем христианской истории, поэтому он мог быть искажён. Однако если мы сопоставим этот миф с новыми текстами и другими источниками, то можно предположить более древнюю версию сотворения: Энлиль, желая заселить землю живыми существами, поручил Энки создать образ человека, а Нинхурсагга вылепила его из глины, а кровь Энлиля наделила его жизнью и разумом. Старая вавилонская вера в кровь как источник жизни перекликается с библейской концепцией.

Во второй колонке таблички описаны допотопные города Вавилонии, которые Энлиль распределяет между богами. Важным открытием здесь становится упоминание города Ларак, который, как теперь очевидно, был тем самым городом где, по утверждению Бероса, правили несколько до-потопных вавилонских царей. Другие клинописные тексты из музея также содержат описания правлений древних царей, таких как Нарам-Суэн из Агаде (около 3750 года до н.э.), Ур-Энгуру из Ура (около 2700 года до н.э.), и целого ряда других правителей. Среди этих текстов была найдена копия исторической надписи царя Лугаль-анна-мунду из Адаба — малоизвестного на тот момент государства, существовавшего до 2700 года до н.э. Эта находка не только расширила наши знания о Вавилонии, но и о завоевательных походах в Элам и строительстве храмов, описанных в надписях.

В коллекции музея нашёлся и ценный фрагмент знаменитого кодекса законов царя Хаммурапи (около 2100 года до н.э.). Хотя табличка сильно повреждена, её содержание восполняет некоторые пробелы в законах, сохранившихся на стеле кодекса в Лувре, касающихся торговли и взаимоотношений с наёмными рабочими. Таблички с грамматическими упражнениями, которые использовались в древних школах при обучении шумерскому языку, также представляют большой интерес. Эти упражнения датируются периодом между 2500 и 1300 годами до н.э. и содержат важные примеры сложных грамматических конструкций, таких как личные местоимения и глагольные формы, что позволяет лучше понять структуру шумерского языка.

-2

Легенды, передававшиеся на протяжении тысячелетий, также нашли своё отражение в найденных текстах. Так, одна из табличек рассказывает о Лугальбанде — пастухе, который обманом вернул у бога-птицы Зу таблички судьбы, украденные у Энлиля. Лугальбанда начал свою карьеру пастухом; в его время птица-бог Зу украл у Энлиля, царя богов, таблички судьбы, которые давали их обладателю высшую власть над всем миром, над людьми и богами. Энлиль носил их на груди, но однажды, сидя на своем троне, птица-бог Зу вырвал таблички и улетел на дальнюю горную скалу. Никто из богов не осмелился что-либо сделать, чтобы вернуть таблички, поскольку вся власть теперь была у Зу, но пастух Лугальбанда, как мы должны заключить, смог вернуть их с помощью хитрости, которую он сыграл на Зу, и Энлиль вознаградил его, сделав царем Урука, а после 1200 лет правления даже сделал его богом. Как таковой, он был почитаем даже в позднейшие времена Вавилонской истории.

Другая легенда связана с царём Думузи, который изначально был простым рыбаком, но богиня Иштар влюбилась в него и сделала царем Урука. Из некоторых намеков в эпосе о Гильгамеше можно заключить, что Иштар через некоторое время убила своего возлюбленного, хотя потом, кажется, раскаялась в своем поступке, так как, чтобы вернуть его из мертвых, она сама спускается в ад. Табличка, найденная среди коллекций музея, изображает знаменитую сцену, когда Иштар входит в царство мертвых. Она проходит через первые ворота, и с ее головы снимают корону. «Почему ты забираешь это у меня?» - спрашивает она, и ей отвечают: «Иди, о Иштар, таковы законы подземного мира!» Она проходит через вторые ворота, и с ее пальцев снимают кольца. Опять она спрашивает: «Почему ты забираешь это у меня?» и снова ответ: «Иди, о Иштар, таковы законы подземного мира!» И так она проходит через все остальные ворота, пока наконец не проходит обнаженной через седьмые и последние ворота. Описывать, как Иштар сама была заключена в плен в аду и затем спасена богами, а также как позже ее возлюбленный Таммуз был спасен, я не буду, чтобы не уходить слишком далеко от нашей темы. Но позже, во времена Адепы, мы видим его как бога в небесном дворце Ану, отца богини Иштар.

Хотя подобные легенды уже были известны из более поздних текстов, найденные в Музее Пенсильванского университета фрагменты значительно старше и написаны на шумерском языке — языке, который использовался почти на 2000 лет раньше известных легенд из библиотеки Ашшурбанипала (около 630 года до н.э.). Это придаёт особую значимость этим артефактам.

В исторический период вавилонской истории входят цари Лугальзаггиси из Эрека и первые цари Агаде, такие как Шаррукин, Римуш и Маништусу, жившие около 3750 года до н.э. Шаррукин, завоевав Лугальзаггиси, привел его в кандалах через ворота храма Энлиля в Ниппуре. Затем он покорил различные царства вдоль побережья Средиземного моря и восточных земель.

Эти списки царей, начинающиеся с легендарных времен, включают имена таких знаменитых персонажей, как Гильгамеш, герой одноименного эпоса, и Думузи. Время правления этих царей варьировалось от 625 лет (например, царь Этана) до 1200 лет (например, Лугальбанда). Общая продолжительность периода от Потопа до времени написания табличек оценивается в 32 234 года.

Эти данные согласуются с греческой традицией, идущей от жреца Бероса, который утверждал, что от Потопа до первого вторжения мидийцев прошло 33 091 год.

Реверс таблички, содержащей рассказ о сотворении мира и потопе
Реверс таблички, содержащей рассказ о сотворении мира и потопе

Для полной оценки нового хронологического материала важно понять систему исчисления времени вавилонян, переданную нам греками и подтвержденную клинописными источниками. В начале времен существовали только Хаос и Океан, затем появились первичные боги Лахму и Лахаму, за которыми последовали Аншар (верхний мир) и Кишар (нижний мир). После победы младшего поколения богов над Хаосом были созданы Небо и Земля. От создания до Потопа прошло 432 000 лет, а затем началась настоящая эпоха, длящаяся, по вавилонским подсчетам, около 32 234 лет до 2400 года до н.э.

В ранних текстах, найденных в музее, упоминаются эпические произведения о царях Лугальбанде и Думузи. В третьей и последующих колоннах рассказывается о Потопе. Царь Зиугидду, жрец Энки, узнав о намерении богов уничтожить человечество, строит большой ковчег и загружает его всеми видами животных. После семидневного потопа Зиугидду приносит жертвы богам, и Энлиль дарует ему бессмертие.

Эта версия истории о Потопе отличается от известных ранее семитских вавилонских версий, что делает её особенно ценной. Табличка, написанная, вероятно, в период правления Хаммурапи, является древнейшим вавилонским документом, повествующим о создании и Потопе.

По цвету глины, форме таблички и стилю письма можно судить, что наш текст относится к другой табличке, содержащей список царей. Кажется, что было три таблички, на которых писец изложил историю мира. Первая табличка рассказывала о теогонии Вавилона и знаменитой битве богов с Хаосом, завершившейся созданием Неба и Земли. Вторая табличка описывала историю мира до Потопа, а третья — список царей Вавилонии от Потопа до времени написания этих табличек.

Подобные тексты не только восстанавливают древние легенды и мифы, но и подтверждают хронологические системы, которые были зафиксированы греческими и вавилонскими историками. Многочисленные фрагменты хроник и эпических произведений, найденные в музее, свидетельствуют о глубоком уважении вавилонян к своей истории и к царям, правившим на протяжении тысячелетий.

Если вам было интересно, подписывайтесь на мой канал @agesofancients.

Там я делюсь фотографиями древних артефактов и исторических мест, сопровождая их познавательными описаниями и уникальными деталями.

Века Древних