Найти тему
Солдаты минувших войн

«Он дал понять что его берлинские похождения по ресторанам и девушкам компрометируют его!»: Как немцы завербовали Советского офицера

Иван Филимонович Сакриер - яркий пример того, как германская разведка вербовала агентов в преддверии нападения на СССР. Его судьба наглядно демонстрирует, какими методами пользовались немецкие спецслужбы для получения ценной информации о потенциальном противнике.

Иван Филимонович Сакриер
Иван Филимонович Сакриер

Сакриер родился в 1900 году и был кадровым военным, занимая ответственные посты в Красной Армии. В 1930-е годы он служил в Управлении по начальствующему составу РККА, имея доступ к сведениям о советских военных кадрах. Именно это обстоятельство и привлекло к нему внимание немецкой разведки.

Вербовка Сакриера происходила по классической схеме. Сначала его старательно "обрабатывали", играя на тщеславии, амбициях и недовольстве своим положением. Немецкие агенты внушали Сакриеру, что его таланты не оценены по достоинству в СССР, но будут по праву вознаграждены в Германии. Постепенно будущего предателя приручали подарками, деньгами, заманчивыми посулами.
-2

Когда почва была подготовлена, Сакриеру предложили конкретное задание - передавать германской разведке информацию о комсоставе Красной Армии. Учитывая должность и допуск Сакриера, эти сведения представляли огромную ценность для немцев, позволяя выявлять потенциальных противников и сторонников в среде советского военного руководства. Разумеется, вербовка не обошлась без шантажа и угроз. Сакриеру ясно дали понять, что в случае отказа от сотрудничества его ждут крупные неприятности. Загнанный в угол и одурманенный выпивкой, он согласился работать на немцев.

Командировка в Берлин обернулась для Ивана Филимоновича Сакриера роковыми последствиями. То, что начиналось как рядовая поездка с целью обмена опытом, закончилось арестом и расстрелом.
-3

21 апреля 1941 года Сакриер был взят под стражу. Следствие утверждало, что располагает неопровержимыми доказательствами его вины. Под тяжестью этих улик 11 мая Иван Филимонович выволил всё в мельчайших деталях как работал на разведку Германии.

По словам Сакриера, он стал агентом немцев еще в 1931 году, во время служебной командировки в Берлин. Вместе с тремя сослуживцами его отправили туда по линии Разведывательного Управления РККА. Их задачей было посетить немецкие стрельбы артиллерийских частей рейхсвера и выслушать ряд лекций о применении современной артиллерии в бою. Советские офицеры провели в Германии два месяца. Все это время в ихнем сопровождении был переводчик, офицер Шпальке. Он был рядом на всех мероприятиях, во всех поездках. Как позже выяснилось, Шпальке был сотрудником германских спецслужб и умело завербовал Сакриера.

Все началось с прощального банкета, который советские военные устроили для своих немецких коллег в берлинском ресторане "Кемпинский". Среди приглашенных были майор Бетхер, читавший лекции, и тот же знакомый переводчик Шпальке.

-4

На банкете советский офицер, так напился, что в доверительной беседе он выболтал Шпальке некоторые сведения об артиллерии Советского Союза, которые не предназначались для посторонних ушей. Этот разговор стал отправной точкой его шпионской карьеры.

После отъезда своих коллег - Орлова, Кокадеева и Струсельбы - Сакриер остался в Берлине в одиночестве. Ему предстояло дождаться прибор который должны были поставить немцы советской стороне для управления артиллерийским огнем. Именно этим обстоятельством и воспользовался хитроумный капитан Шпальке.

Он стал регулярно приглашать Ивана Филимоновича в рестораны, где того ждали эффектные дамы (сами понимаете для чего). Сакриер, оставшись без присмотра товарищей, охотно поддался искушениям и пустился во все тяжкие. Он кутил и развратничал в обществе продажных красоток, словно завтрашнего дня не существовало. Первый раз за выпивку и закуски расплатились совместно со Шпальке. Но в дальнейшем все расходы, включая услуги ночных фей, брала на себя немецкая сторона. Щедрость капитана не знала границ, и Сакриер с радостью этим пользовался.
-5

За время, проведенное в увеселительных заведениях Берлина, Иван Филимонович настолько проникся доверием к Шпальке, что стал считать его самым близким другом. В атмосфере безудержного веселья и под влиянием алкоголя Сакриер без стеснения отвечал на все вопросы своего "закадычного приятеля" об артиллерии РККА. Секретные сведения лились рекой, и умелый вербовщик ловко направлял разговор в нужное русло.

Так, в угаре ресторанных загулов и алкогольных возлияний, советский офицер незаметно для себя превратился в источник ценной информации для немецкой разведки. Опытный агент Шпальке виртуозно втерся в доверие к Сакриеру и без особого труда выведал у него немало военных тайн.

Позже, на следствии, Иван Филимонович признавался, что настолько попал под влияние обаятельного немца, что уже не отдавал себе отчета в своих действиях. Будучи одурманенным вниманием женщин и щедростью "друга"-капитана, он с легкостью выбалтывал секретные сведения, не задумываясь о последствиях.
-6

Во время одной из ресторанных пирушек Сакриер обнаружил пропажу своей записной книжки. В ней содержались секретные сведения о германской армии и ее вооружении, которые он успел собрать за время командировки. Однако Иван Филимонович предпочел скрыть этот факт и никому не сообщил о пропаже. Вместо этого он постарался восстановить утраченную информацию по памяти.

Когда срок пребывания в Берлине подходил к концу, Шпальке стал настаивать на том, чтобы Сакриер принял от него подарки в знак их "дружбы" и в память о весело проведенном времени. Этими "дружескими" презентами оказались дорогое пальто, шикарные часы и ботинки, а также посылка детям и жене Филимоновича в Ленинград.
-7

Сакриер, конечно, подозревал, что такие щедрые подношения выходят за рамки обычных приятельских знаков внимания. Но жадность возобладала над осторожностью, и он принял дары. Тем более, что в кармане своего пиджака он обнаружил пачку дойчмарок, незаметно подсунутую туда "другом" Шпальке.

Истинную цену этой "дружбы" капитан раскрыл лишь на железнодорожном вокзале, провожая Сакриера на поезд в СССР. Он недвусмысленно дал понять, что их совместные берлинские похождения настолько компрометируют Ивана Филимоновича, что теперь тот просто обязан продолжать оказывать ему "небольшие услуги" и на родине. Разумеется, не бесплатно, а за денежное вознаграждение.

Шпальке дал понять, что с Сакриером свяжутся уже в Ленинграде. К нему должен был подойти человек и сказать условленную фразу: "Привет от Шпальке". Никаких дополнительных указаний не последовало.

-8
На допросе Иван Филимонович рассказал об одном шокирующем эпизоде, случившемся на вокзале перед отъездом. "Шпальке ошеломил меня, показав несколько фото, на которых я увидел себя и его в обществе женщин в весьма интригующей обстановке", - признался Сакриер следователям. Так Иван Филимонович угодил в классическую ловушку иностранных спецслужб: как говорится человек на крючке.

Вернувшись в СССР, Сакриер стал получать от немцев нечастые и на первый взгляд необременительные задания. Действительно, спустя несколько месяцев к нему подошел незнакомый человек, передал привет от Шпальке и угостил сигаретой. В ней находилась инструкция с новыми заданиями.

Связной сразу сказал: "Не вздумай нас водить занос. Мы все тщательно проверяем, и если обнаружим обман - пеняй на себя". После этого Иван Филимонович несколько раз встречался с незнакомцами и "обменивался сигаретами". Пароль каждый раз был иным: "Привет от Василия", "Привет из Уфы" и тому подобное.
-9

На свернутых в трубочку "шпаргалках" Сакриер передавал немцам интересующую их информацию об артиллерии Красной Армии. Когда же он перешел на службу в УВВС, то стал снабжать разведку данными о вооружении советских боевых самолетов. Позднее он передал сведения о расходе боеприпасов по итогам войны с Финнами. В 1939 году Сакриер получил от немцев новое задание: под предлогами затягивать вооружение самолетов пушками и производство боеприпасов. Он старательно выполнял эти указания, втайне саботируя усилия советской оборонной промышленности.

Летом 1940 года произошла судьбоносная встреча. Иван Филимонович "случайно" столкнулся с генералом Кёстрингом. Это произошло в во время просмотра документального фильма о действиях люфтваффе в Польше. После окончания киносеанса для германских представителей и высшего комсостава Красной Армии был организован банкет. Когда алкоголь уже изрядно развязал гостям языки и в зале стало шумно, Кёстринг вдруг заговорил с Сакриером о его давней командировке в Германию.

-10
Генерал недвусмысленно намекнул, что Ивану Филимоновичу должно быть приятно вспомнить капитана Шпальке. А затем, неожиданно понизив голос, почти шепотом произнес условленную фразу: "Привет вам от Шпальке". Стало понятно что тот все знает.

Кёстринг подчеркнул особую важность выполнения задания. Он настаивал на том, чтобы Сакриер форсировал работу в этом направлении. После памятного банкета в ЦДКА Иван Филимонович еще дважды встречался с курьерами немецкой разведки: в октябре 1940-го и январе 1941 года. А уже в апреле над ним сомкнулись тюремные своды.

По официальной версии, Сакриера расстреляли 28 октября 1941 года в поселке Барбыш под Куйбышевым. Приговор был приведен в исполнение без суда, по личному указанию Берии. Лишь в хрущевскую эпоху Ивана Филимоновича реабилитировали. Подробные признательные показания Сакриера, изобилующие правдоподобными бытовыми деталями, могут быть как отражением реальных событий, так и результатом давления или фальсификации. Во многих подобных случаях абсолютная истина так и остается за семью печатями.

-11

Но даже если какие-то моменты в истории Ивана Филимоновича вызывают сомнения, сам факт его многолетнего сотрудничества с немецкой разведкой не подлежит сомнению. Он стал жертвой собственной неосмотрительности, жадности и любви к разгульной жизни. Берлинская командировка, начавшаяся как рядовая служебная поездка, превратилась для Сакриера в ловушку, из которой он уже не смог вырваться. Шантаж, компромат, угрозы и посулы - вот те силки, которыми германские спецслужбы опутали советского офицера.

И хотя мы, возможно, никогда не узнаем всей правды об этом запутанном деле, история Ивана Филимоновича Сакриера остается грозным предостережением. Она учит нас тому, насколько важно хранить верность присяге и не поддаваться на провокации врага, какими бы соблазнительными они ни казались. Ведь цена ошибки в таких вопросах может оказаться непомерно высокой, как это случилось с незадачливым артиллеристом, связавшимся с германской разведкой.
-12

❗️Друзья подписывайтесь на канал, ставьте лайки и пишите свои комментарии, всем спасибо кто дочитал! Подписывайтесь на наш Телеграм канал: https://t.me/+nx6ZH-tIJM5kYWFi