Престон Л. Аллен о силе смеха среди ужаса
Я люблю смеяться.
Мне нравится читать книги и смотреть фильмы, которые заставляют меня смеяться.
Мне не нравятся, когда меня пытаются заставить смеяться. Нужно быть чрезвычайно талантливым, чтобы постараться меня рассмешить и преуспеть в этом. Комики Дэйв Чаппелл, Ричард Прайор, Джордж Гарлин, Стивен Райт, Ленни Брюс — являются исключением, они пытаются меня рассмешить и им это удается. Но я обращаюсь к остальным: «Перестаньте стараться так усердно. Если ты веселый, значит ты веселый».
Я понял давно, что настоящий юмор появляется тогда, когда наблюдаешь за людьми, ведущими себя как люди. Не пытайся быть веселым, а будь человеком.
Теперь я точно знаю, что тема юмора в книгах про серийных убийц должна быть подана с деликатностью и осторожностью, и я верю, что все писатели из моего списка делают так. Юмор в литературе может быть мощным средством как для поднятия настроения или комической разрядки, так и оскорбительным или неуместным, когда имеешь дело с такой темной и пугающей темой, как серийные убийцы.
Если вы собираетесь писать о них, будьте серьезны и с оглядкой на то, что люди остаются людьми. Этот вид юмора, когда подан корректно, может снизить напряжение во время чтения книг о серийных убийцах и их темных поступках.
Хорошим примером считаются короткие истории Куда ты идёшь, где ты была? и повесть Зомби. Записки милуокского маньяка писательницы Джойс Кэрол Оутс .
В книге «Куда ты идешь, где ты была?» рассказывается история о девушке-подростке Конни, которая встречается с угрожающим незнакомцем со странным именем Арнольд Друг. Он постучался в дверь Конни и пытался проникнуть внутрь, используя ложь и банальные фразы. История похожа на жуткую сказку, которая заканчивается счастливо только после похищения детей, изнасилования и убийств, но с элементами юмора, и я, как первокурсник, смеюсь над словами, крутящимися у меня в голове: «Конни, не открывай этому чудаку с фальшивым париком и со странной манерой общения». Жуткая сцена разговора Арнольда Друга с ней через дверь была пугающей и смешной одновременно. Миссия выполнена. Напряжение спало.
В повести «Зомби. Записки милуокского маньяка», главный герой Квентин П. — обаятельный и интеллигентный, но под этой маской скрывается серийный убийца. Его прототипом является реальный серийный убийца Джеффри Дамер. Я прочитал эту мощную книгу, когда закончил писать свой роман Я их уничтожил , о котором один критик «Гудрис» сказал: «Мрачная, запутанная, но весёлая и трогательная история одновременно». Онлайн-журнал «Гримуар ужасов» назвал его «захватывающим исследованием человеческой многогранности, в сочетании с мистикой, психологической глубиной и социальным комментарием в убедительном повествовании».
Веселое и трогательное одновременно? Тоже самое можно сказать о повести Джойс Кэрол Оутс. «Зомби. Записки милуокского маньяка» — книга мрачная, извращенная и жестокая, но повествование было более человечным, благодаря юмору и остроумным наблюдениям Квентина П. Я обнаружил себя, сдерживающим улыбку.
Напряжение спало. Миссия выполнена.
Я познакомился с работами Брета Истон Эллиса , когда был выпускником колледжа. Друг «подсадил» меня на него. Я говорю «подсадил», потому что мы были одного возраста и я думаю проходили через одинаковые жизненные события, но Брет Истон Эллис уже публиковался, а я все еще был в колледже! Правила секса — первый из его романов, который я проглотил, затем Меньше чем ноль . Главные герои были того же возраста, что и я. Они также были студентами, яппи в процессе становления. Это были серьезные книги, но заставляли меня смеяться. Затем, в 1987 году вышел хит Американский психопат .
Патрик Бейтман — богатый, харизматичный и самовлюбленный — идеальная характеристика для успешного инвестиционного банкира, который втайне жестокий серийный убийца. Внешнее проявление богатства и успеха Бейтмана никак не сочетается с его внутренней жестокостью, но эта комбинация помогает представить 1980 годы с его многочисленными наблюдениями и комментариями о дизайнерской одежде, изысканных блюдах в лучших ресторанах и о том, как наличие визитной карточки высшего качества повышает статус человека. Патрик Бейтман не комедиант, но противопоставление его мерзких действий с комментариями по существу о новом альбоме Фила Коллинза является абсурдным м сюрреалистичным. Конечно, книга мрачная, но в ней встречаются моменты, когда ты можешь только мотать головой и улыбаться. Напряжение спало.
Миссия выполнена.
Книга Девушка с татуировкой дракона шведского писателя Стига Ларссона , безусловно, серьезная и местами тревожная, но ему удалось придать ей легкости, которая помогает снять напряжения и обеспечивает некоторое облегчение для читателя. Это темная и напряженная история, которая углубляется в темы убийств, коррупции, сексуального насилия и изнасилований. Лисбет Саландер, компьютерный хакер, и Микаэль Блумквист, издатель журнала, объединяются вместе, чтобы найти пропавшую десять лет назад Харриет Вангер, дядя которой верит, что она жива до сих пор, так как с момента ее исчезновения каждый год на свой день рождения получает экзотические цветы от нее или от того, кто знал, что у них обоих была страсть к коллекционированию редких цветов.
Юмор заключается в отношениях между героями. Обстановка между Блумквистом и его партнёршей и замужней подругой Эрикой Бергер, а также с остальным персоналом журнала, игривая и добродушная. Лисбет Саландер и Блумквист — неплохая пара: она яростный, независимый социальный изгой с пирсингом и татуировкой дракона на теле, он — редактор журнала, уволенный из-за иска со стороны продажного бизнесмена, которого он уличил.
Моя любимая сцена в экранизации романа, когда Саландер нашла Блумквиста в подвале камеры пыток серийного убийцы, привязанного к аппарату, используемого в садо-мазо играх, изо всех сил пытающегося дышать через целлофановый пакет, надетый на голову. Саландер прыгает на серийного убийцу, ударяя его клюшкой для гольфа по голове, до тех пор, пока он не падает на колени без сознания. Пока она снимала пакет с головы Блумквиста, чтобы он мог дышать, раненный и почти мёртвый убийца Мартин Вангер взобрался по лестнице и сбежал с подвала. Саландер видит его побег и поворачивается лицом к Блумквисту. С ликующе-выжидательным и детским голосом она просит разрешения преследовать убийцу. Она сказала два слово так вежливо, как если бы официант спросил вас не добавить ли еще мороженного в кофе.
«Можно я?»
Затем снова хватает клюшку для гольфа, которой забила мужчину до полусмерти и предлагая закончить работу.
Блумквист с должной готовностью отвечает: «Да». Затем она отправляется завершить работу.
Я хихикал, когда печатал это... напряжение спало, миссия выполнена. Кстати, этот вопрос из двух слов есть только в фильме. В книге же, которая по моему мнению лучше, чем оскароносный фильм Дэвида Финчера, когда Саландер заметила побег Вангера, то голос её был обыденным:
«Я собираюсь взять его».
Фраза «я собираюсь взять его» выглядело не так комично, как в фильме Дэвида Финчера. В книге, перед тем как Саландер атаковала Мартина Вангера, она сказала ледяным голосом, который разнесся по всей комнате — «... на это у меня монополия». Стойкая Саландер, которая редко произносит больше нескольких слов, предъявила претензии Блумквисту. Это был её мужчина, и Вангер, который сказал «У меня здесь еще никогда не было парня» и нежно прикоснулся к лицу Блумквиста, тем самым он вторгся на её сексуальную территорию. Ранее в какой-то момент, она, язвительный и весь в татуировках аутсайдер и разоренный редактор, Блумквист, стали любовниками. И эта фраза «у меня есть монополия на это» означает, что похожая на бродяжку Саландер такая же ненормальная и опасная, как садист-насильник и убийца Мартин Вангер. Другими словами, убийца встретил свою пару. Я улыбаюсь, когда вспоминаю это.
Напряжение спало. Миссия выполнена.
Конечно же, есть и другим примеры, например романы Томаса Харриса .
Молчание ягнят . Ганнибал Лектор насмехается над дискомфортом Клариссы из-за её неудачной попытки замаскировать свой западно-вирджинский акцент и дешевую записную книжку, а Джеймс Гамб произносит свою нервирующую мантру: «оно втирает бальзам в свою кожу. Он делает это каждый раз, когда ему говорят. Оно втирает бальзам в свою кожу, или его опять польют из шланга».
Красный дракон . Неэтичный репортер Фредди Лаундс, пристегнутый к своему инвалидному креслу, которое горит; черты лица бабушки серийного убийцы Фрэнсиса Долархайда, напоминающие Джорджа Вашингтона; Долархайд в музее, поедающий картину Уильяма Блейка.
Трумен Капоте - Хладнокровное убийство . Убийцы Ричард Хикок и Перри Смит собирали пивные бутылки на обочине дороги вместе со стариком и его внуком, чтобы обменять их на пятицентовики на заправке, вместо того, чтобы украсть их машину или убить, как они поступили с семьей Клаттеров за несколько часов до этого.
Наконец, юмор играет важную роль в книгах и фильмах про серийных убийц, предоставляя возможность изучить эту сложную и мрачную тему в более доступном и увлекательном виде. Используя черный юмор, авторы придают глубину своим героям, создают иронию и контраст, тем самым делая свои истории более сложными и запоминающимися. В следующий раз, читая книги про серийных убийц, не удивляйтесь, если заметите как сдерживаете улыбку, посмеиваясь над мрачной темой и говоря себе:
«Напряжение спало. Миссия выполнена».
Престон Л. Аллен (Preston L. Allen)
Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ.
Источник: https://crimereads.com/humor-in-serial-killer-novels/