Маломерные “безнадзорники”. Что выбрать в нише лодок, не подлежащих госрегистрации ?
Друзья, вопреки мнению некоторых снобов, считающих “нерегистратщиков” челядью и нищебродами, я полностью поддерживаю любой выбор человека и разделяю позицию тех, кто пошёл по пути наименьшего сопротивления. Далеко не все судовладельцы хотят заморачиваться с большими лодками и мощными моторами, а также неизбежными хлопотами по их постановке на учёт. Есть понятие элементарной целесообразности (нет рядом большой воды, нет времени на частые водные прогулки и т.д.), а главное - полностью отсутствует желание лишний раз контактировать с любыми инстанциями, так что дело далеко не всегда в финансовом аспекте, да и как-то не хорошо заглядывать в чужой карман. Косвенно со мной согласны и маломерные судостроители, которые активно идут навстречу “пожеланиям трудящихся”, предлагая нам достаточно широкий выбор моторных лодок именно в номинации “нерегистрат”. Я взял на себя смелость бегло проанализировать сегодняшнюю рыночную ситуацию в этой нише и с радостью поделюсь результатами своих изысканий, но для начала позволю себе напомнить, что не подлежат регистрации в ГИМС МЧС РФ:
● шлюпки, другие принадлежности судна;
● спортивные парусные суда длиной не более 9 метров, не имеющие двигателя и оборудованных мест отдыха;
● другие плавсредства весом до 200 кг/ мощностью мотора до 8 кВт.
Типы лодок.
Я никем не ангажирован, поэтому постараюсь не упоминать конкретные бренды, а ограничусь типами маломерных судов, актуальными ценами именно в нерегистрируемых параметрах, а также своими соображениями о плюсах и минусах каждого из представленных решений. Итак.
Надувные лодки из ПВХ.
Золотой серединой в этой нише является лодку 3.6 - 4 м (60 - 80 кг) и подвесной румпельный лодочный мотор 9.9 л.с. (33 - 42 кг).
Естественно, можно ограничиться и меньшим по размерам лодки и мощности мотора комплектами, а вот в сторону увеличения параметров надо идти уже с осторожностью. Например, пятиметровая ПВХ-ашка из добротного армированного материала, весит около центнера, но для приемлемых управляемости и динамики ей нужен мотор уже явно мощнее 10.8 л.с., что потребует регистрационных действий с лодкой. Вернёмся к наиболее популярным у рыболовов, охотников, да и просто любителей водных прогулок параметрам - 3.6 м + 9.9 л.с. Ценовая вилка на лодки 80000 - 100000 руб. Вызывающие доверие китайские ПЛМ стоят 100000 - 120000 руб. (есть дешевле, но бренды какие-то невнятные), а за “японца или американца” придётся выложить уже 200000 - 240000 руб. Я ничего не имею против НДНД (надувного пола), но предпочитаю жёсткий пол из алюминия и плотность ПВХ от 1000 единиц. Часто собирать - разбирать такую лодку в одно лицо - занятие достаточно трудоёмкое, а значит мы поневоле приходим к необходимости перемещения лодки на траке (специализированном прицепе), что добавляет к бюджету ещё 30000 - 45000 руб (не считая установки фаркопа на автомобиль). Последние траты вовсе не обязательны, просто рано или поздно многие судовладельцы к ним склоняются, но от базового набора никуда не уйдёшь. Итак.
● Лодка. Не буду растекаться “мыслею по древу” и, исходя исключительно из собственного опыта, осмелюсь рекомендовать лодки ценой ближе к 1000 (американских или европейских) условных денежных единиц, что на момент написания статьи как раз и составляет примерно 100000 рублей. Лодочных брендов сейчас даже больше, чем много, а я обещал никого не рекламировать. Исходя из собственного опыта, намекну - есть два отечественных производителя, история которых уходит в самое начало 90-х и тесно связана с легендарным французским “Зодиаком”. Их продукция весьма долговечна, и это чистая правда. Уверен, что и под другими брендами выпускаются достойные лодки, но я же не могу их все протестировать, в эти “надувнушки”, у меня и моих друзей, проходили уже по 15 лет, а если и продавались, то по причине смены хорошего на лучшее.
● Мотор. К японцам и американцам доверия больше, и если позволяют средства, то покупаем брендовые ПЛМ, и тут особенно и нечего комментировать. Однако, и с китайскими клонами Тохатсу и Ямаха дела обстоят совершенно не плохо и я бы не боялся сэкономить сотню тысяч, именно в этом сегменте. Только всё таки стоит выбирать мотор под тем брендом, за который, хоть и достаточно формально, отвечает сам производитель. На практике, открываем сайты Парсуна или Хайди и смотрим - под какими брендами сам завод производит и продаёт моторы дилерам. Это не значит, что ПЛМ, произведённые для сторонних заказчиков плохи, но там есть свои нюансы. В любом случае, цена ниже “средней по больничке”, должна скорее настораживать, а не радовать, если речь идёт не об официальной акции, конечно.
● Дополнительная комплектация. При расчёте бюджета покупки также нужно учитывать минимум “допов”, без которых эксплуатация лодки просто запрещена - спасательные жилеты по количеству людей, находящихся в лодке, конец Александрова, свистки. Есть ещё дополнительные расходники аксессуары, наличие которых в лодке не обязательно, но здорово облегчает жизнь судовладельцу. Я бы рекомендовал сразу приобрести и иметь под рукой - рекомендованное производителем моторное масло, запасные свечи зажигания, минимальный набор инструментов, хороший водозащищённый светодиодный фонарь, телескопический багор (удобен при швартовке, отталкивании ото дна на отмелях, выпутывании винта из сетей и т.п.), а также купить и установить транцевые колёса, что существенно облегчит слипование вашей лодки при любых рельефах прибрежной зоны. Давайте накинем “на всё про всё”, по минимуму, ещё 50000 рублей.
Итого, 250000 рублей - это бюджет на вполне приемлемую базовую комплектацию ПВХ лодки длиной 3.6 м с ПЛМ мощностью 9.9 л.с., ну а дальше, достаточно аскетичную базовую комплектацию, можно прокачивать в соответствии со своими представлениями “о прекрасном”, подкрепляя их соответствующим финансированием.
Плюсы ПВХ - лодки. Такую лодку можно компактно хранить в межсезонье, а также транспортировать в сложенном виде. По соотношению “цена - качество - возможности” - это, пожалуй самый оптимальный вариант для мобильных перемещений по суше, сопряжённых со сменой водных локаций (перспективные рыболовные точки, туризм и т.д.).
Минусы ПВХ - лодки. Не самая лучшая динамика, необходимость контроля давления как в бортовых секциях, так и в НДНД (надувном киле). Опять же - минусы эти относительные, так как утилитарные лодки не для гонок покупают. Ещё одна претензия к ПВХ лодкам - это их недолговечность, но относится она скорее к дешёвому “ширпотребу”. Да и это относительно - допустим, в качестве дополнительно - вспомогательных, я периодически меняю маленькие вёсельные ПВХ шки, и служат они по 3-4 сезона, а стоят сущие копейки (10000 - 15000) руб. А мы говорим о транцевых лодках, в принципе, более высокого класса, которые может по наследству и не передаются, но при отсутствии брака и более - менее разумной эксплуатации служат 10 и более лет.
Опять же, скорее особенностью, а не недостатком является тот факт, что многим из нас со временем надоедает часто повторяющийся ритуал сборки-разборки судна, что как мы уже говорили приводит к транспортировке лодки на траке, а при таком раскладе, рынок предлагает нам очень интересные альтернативы, о которых мы и поговорим в продолжении статьи.