ГЛАВА 8 "ПЕРВОЕ ЗАРЫБЛЕНИЕ"
- Здравствуйте! А у вас можно будет приобрести молодь карпа и амура? – с таким вопросом я обратился в отдел сбыта одного из наших рыбхозов.
- Пока еще рано, реализация в этом году начнется в начале мая, давайте мы вас запишем, - ответили мне, - а в каком объеме рыбопосадочный материал вы хотели бы приобрести?
Во как! Рыбопосадочный материал. И не выговоришь сразу.
- А цены какие? – поинтересовался я.
- Карпята – по сто сорок рублей за килограмм, средний вес – около семидесяти граммов, амуры стоят двести пятьдесят рублей, в продаже будут только крупные – весом около полукилограмма.
Этот ответ, насчет амуров, немного расстроил меня. Куда таких девать – по полкило? Сразу жарить, что ли? Да я таких живыми и не довезу до пруда!
- Жаль, что амуры великоваты, а карпят я возьму на две тысячи, - решил я, - стало быть, получится четырнадцать килограммов.
- Хорошо, мы вам тогда ближе к сезону сами позвоним и еще раз все обговорим, - пообещали мне, - до свидания!
- До свидания, спасибо! – я положил трубку и подошел к окну.
Плюс восемь на термометре. Середина апреля. На улице - сплошные лужи, во дворах и на обочинах дорог - серые остатки снега, проталины вокруг древесных стволов… Весна, одним словом. Лед на реке сошел, вода прибыла почти на два метра, но еще можно ловить со льда на прудах и озерах, устремились на них рыбаки закрывать зимний сезон. А на реках, у открытой воды, уже сидят любители доночной снасти, выуживают икряную плотву и густеру, кое-кому везет и на леща. Интересная ловля, рыба интенсивно кормится пред нерестом. Я же в это время обычно не рыбачу, не получается: то копаюсь в деревне у дома, то опиливаю ветлы, то отвожу с огорода лишнюю воду. А вскоре уже надо будет начинать и грядки копать, и картофельную пашню пахать.
И вдруг – звонок из рыбхоза.
- Здравствуйте, Сергей Александрович, мы вас ждем за рыбой! – обрадовал меня приятный голос, - как и договаривались, четырнадцать килограммов карпов, не передумали?
- Нет, все остается в силе, - довольный, ответил я, - когда можно приехать?
- Приезжайте завтра или послезавтра в любое время с девяти и до трех часов, сначала зайдете в отдел сбыта, он справа от проходной, оформите документы. Не забудьте взять с собой паспорт.
- Хорошо, до свидания, обязательно буду, - пообещал я.
Ну вот, наконец-то! Как раз у меня завтра занятия до обеда, в рыбхоз, думаю, доеду к двум часам. Успею.
Я пошел в сарай, достал две нержавеющие бочки. Мы в них раньше капусту квасили, всю зиму хранилась. Бочки литров по сто, удобные, объемные. Решил сделать так: купить плотные полиэтиленовые мешки больших размеров, поставить бочки в них, а уже потом, после наполнения их водой и посадки рыбы, завязать пакеты сверху веревкой, чтобы при движении машины вода не плескалась по багажнику, а оставалась в пакетах. Как-то не очень надежно, но ничего другого придумать не смог.
На следующий день я собрался в путь. Не очень далеко ехать, километров около пятидесяти, но немного волнительно – как перенесут дорогу рыбки? Вообще, планы у меня были такие: большую часть купленных карпов выпустить в лесной пруд, назовем его секретным, а штук тридцать-сорок – в маленький, огородный. Потом в течение лета и осени производить отлов, наблюдать, насколько интенсивно будет расти карп, в огородном пруду можно даже дополнительно подкармливать. Но это все потом, а сейчас главное - не просто рыбу живой довезти: в огородный-то пруд, понятно, привез - и сразу выпустил. А до секретного - на машине не доехать, надо оставлять ее на лесной дороге, а потом еще в ведрах носить рыбу до пруда. И идти долго, это не на велосипеде педали крутить. Значит, надо взять с собой еще два ведра и в них переносить рыбу: не потащишь же по лесу бочку!
Так, приехал в рыбхоз. Охранник указал, куда идти: нужный мне отдел находится в уютном, небольшом домике. Пока оформляли покупку, я любовался видом из окна: там был огромный, чистый водоем! По берегам оборудованы места для рыбаков, навесы, чуть поодаль – беседки, еще дальше – летние домики, в которых можно жить по нескольку дней. Все организовано, все сделано по уму. И такие просторы! Не то, что наши пруды-болота. Тут, конечно, большой доход приносит не столько разведение карпов, толстолобиков и амуров, сколько платная рыбалка. Поэтому все так грамотно и организовано. И для населения мальки есть: покупай, зарыбляй пруды! Молодцы, одним словом.
Быстренько оформили документы, рассказали, как добраться до садка с карпятами. Ехал по территории рыбхоза минут десять: оказалось, что далеко от проходной находятся крытые бассейны с рыбой. По краям дороги - десятки небольших копаных прудиков, расположенных рядами, площадью около гектара каждый. По их берегам сидели в креслах рыбаки, разложив на подставках дорогие фирменные удочки. Рядом с ними - столики с едой и напитками. Глядя на них, невольно вспомнил наших мужиков в телогрейках, никак не желающих расставаться с бамбуковыми удочками…
А вот и нужное мне место. Длинный, узкий дом, изнутри доносится шум воды. Около двери сидит молодой парень, тоже смотрит на рыбаков. Увидел меня, оживился.
- Здравствуйте, за рыбой? – поинтересовался он.
- Да, здравствуйте, за карпами приехал, здесь их можно получить?
- Да, пойдемте. Много будете брать? – он открыл передо мной дверь.
- Четырнадцать килограммов.
- А почему так мало? – удивился он, - люди по сто берут!
- Да пока на пробу, хочу прудик один зарыбить. А там, посмотрим, на будущий год можно и еще подкупить.
Вот это да! Внутри сарая было несколько бассейнов, в каждом из которых насосы гоняли воду. В самом ближнем ко мне кишела рыба! Относительно крупная, примерно по полкило или даже чуть больше. Это – толстолобики, как пояснил мне парень. В следующем бассейне – амуры, далее – карпы. А молодь карпа, которая нужна мне – в том, что закрыт мелкой сеткой. Оказывается, эта сетка и облегчает вылов нужного количества малька: достаточно опустить вниз ее один край, а затем снова приподнять, как в ее середине, в провисшей части оказываются сотни рыбок. Остается только зачерпнуть их сачком, переложить в таз и поставить на весы. Есть – четырнадцать килограммов. Мы наполнили водой мои бочки и пересадили в нее пойманных карпов. Пять минут – и дело сделано. Ловко. И тут все продумано до мелочей. Я с некоторым трепетом завязал веревками пакеты и поехал к проходной. На выезде у меня проверили документы, посмотрели, что в бочках и, пожелав счастливого пути, подняли шлагбаум.
Пока ехал домой, два раза останавливался: все развязывал пакеты, смотрел, как там карпы, не всплыли кверху брюхом? Ничего, нормально, плавают. Выставили из воды свои носики, дышат, но на бок не заваливаются. Вообще, мне сказали, что карпы дорогу хорошо переносят и пятьдесят километров – это не расстояние. К тому же, денек выдался прохладный, в машине включен кондиционер. Потерпите, немного осталось.
Вот и лес, въехал в него по безобразной дороге: одни ухабы и лужи. От постоянной тряски из бочек начала выплескиваться вода, нашла маленькие дырочки в пакете, потекла на резиновый коврик багажника. Ладно, не сильно сочится, да уже почти и приехал. Дальше – только пешком, в сторону от дороги, самый ответственный участок пути. Поставил машину под деревьями, на обочине, пересадил рыбу в ведра, оставив в одной бочке штук тридцать карпят для огородного пруда, и направился в неблизкий путь.
Ну, вот, наконец, и пруд. Ого, весной он выглядит совершенно иначе, не так, как осенью. Воды намного больше и она прозрачная, но солнечные блики не дают рассмотреть, что творится там, в глубине. Ряски практически нет, слышно лягушачье кваканье, какие-то птички скачут по упавшим деревьям. С берега в воду от меня соскользнул уж, поплыл, извиваясь, под коряги. Я наклонил ведро над водой, выпустил карпят в пруд. Большинство из них сразу поплыли в глубину, но несколько штук как-то вяло опустились на дно и не спешили убегать. И из второго ведра карпы поплыли в новый для себя дом. Я посмотрел им вслед, облегченно вздохнул, увидев, что и вялые рыбки после минутного отдыха скрылись в глубине. Хорошо, посмотрим, как вы будете расти.
Я обошел пруд, топнул несколько раз ногой по берегу. Никто не выдал себя в ряске, не убежал от берега: такое ощущение, что нет здесь ни ротана, ни карася. Пустой пруд. Одни лягушки. А почему? Может, здесь постоянные заморы зимой, и все же зря я выпустил сюда почти две сотни карпят, понадеявшись на проточность пруда? Ну, не знаю, не знаю. Пока какие-то выводы делать рано. Тем более, что сейчас некогда здесь засиживаться: в машине, в бочке, все еще томятся оставшиеся карпята. Надо отвезти их домой, выпустить, не тратя время на пустые размышления.
Я вернулся к машине, развернулся и поехал домой. Через полчаса и в огородный пруд поплыли первые обитатели.
Продолжение следует...
Предыдущая глава здесь