Андрей МУСАЛОВ
Политика НЭПа, давшая Советскому Союзу краткосрочную экономическую передышку, завершилась в 1928-го году. Ее итогом стала ситуация, когда товаров и хлеба стало слишком мало, а денежной массы - слишком много. Правительству И.В. Сталина предстояло разрешить эти проблемы. Что оно и сделало - в своей характерной манере.
Давление денежной массы
Товарный голод 1928 года состоял в том, что в СССР почти невозможно стало достать промышленных товаров повседневного спроса. Они попросту не производились в нужном объеме, так как все материальные средства уходили на строительство промышленных гигантов 1-й пятилетки.
Товарный голод дополнял хлебный дефицит. К осени 1927 государство установило твёрдые (фиксированные) цены на хлеб. Быстрый рост индустриальных центров, увеличение численности городского населения вызвали огромный рост потребности в хлебе. Низкая товарность зернового хозяйства, неурожай зерновых в ряде регионов СССР привели к нехватке хлеба.
Выход руководством страны был найден самый простой - изъятие всех излишков зерна. в 1928 году характерными явлениями стали кратный рост цен на зерно и фураж, диспропорции в ценах сельскохозяйственной продукции, рост розничных цен в государственной и рыночной торговле, а с февраля 1929 года и переход на карточную систему снабжения хлебом в городах. Это вызвало недовольство населения и спровоцировало так называемую "хлебную стачку".
С этого момента началось свертывание НЭПа. А завершилось оно с началом коллективизации и индустриализации, которые происходили на фоне высокой инфляции. Денежная масса за пять лет возросла на 180 процентов, а розничные цены на промышленные товары на 250-300 процентов. Это привело к снижению покупательной стоимости граждан на 40 процентов.
В июне 1928 года появились билеты Госбанка СССР. Две новые купюры достоинством в 2 и 5 червонцев были выпущены в качестве продолжения эмиссии 1924 и 1925 годов. Позже, в ноябре 1928 года, были отпечатаны и билеты достоинством в 1 рубль, схожий с казначейскими билетами 1924 года. Все три билета имели совершенно различное оформление, что говорило о поспешности их выпуска.
Билет в 2 червонца был отпечатан на плотной серой бумаге без водяных знаков. Его достоинство было указано на шести языках народов СССР: русском, украинском, белорусском, армянском, тюркском и грузинском.
5 червонцев печатались на тонкой бумаге со сложными «муаровыми» водяными знаками и государственным гербом СССР. Здесь надпись о достоинстве была приведена почему-то уже на пяти языках.
1 рубль украшал водяной знак в виде трех надписей «Один рубль» и хлебных снопов, разбросанных по всему полю. Лицевую сторону рубля образца 1928 года украшали сноп колосьев, кетмень и два серпа.
В 1932 году вновь понадобилось увеличить количество билетов достоинством в 3 червонца. Новые билеты походили на билеты образца 1928 года. Были только добавлены ленты на изображении государственного герба и появились новые языки, теперь их было семь. Это было связано с вхождением в состав СССР Туркменской, Узбекской и Таджикской СССР. Платежная сила этих билетов сохранялась до реформы 1948 года, но фактически все они были замещены в обращении билетами образца 1934 и 1937 годов.
В 1934 году, чтобы сократить денежную массу, Народным комиссариатом финансов в обращение были выпущены новые государственные казначейские билеты.
Билеты 1934 года были оформлены в единой манере. Эти «сталинские» рубли были аскетично просты и максимально просты для восприятия. 1 рубль был окрашен в желтый цвет, «трешка» - в зеленый, а «пятерка» - в синий. Эта цветовая градация банкнот на долгие годы стала для советских граждан привычной.
На лицевой стороне располагался рисунок в виде волнообразного орнамента. Наименование и достоинство указывались на семи языках народов СССР: русском, украинском, белорусском, грузинском, армянском, тюркском (латинским шрифтом) и азербайджанском. На оборотной стороне цифрами был указан номинал.
Было два выпуска билетов образца 1934 года - в июне 34-го и в январе 37-го. Билеты 1937-го года почти не отличались от билетов 1934-го, за исключением того, что на них не было подписи Народного комиссара финансов. Платежная сила билетов сохранялась до реформы 1947 года, однако в обращении их в основном заменили билеты 1938 года.
В 1937 году, в честь двадцатилетия Октябрьской социалистической революции, была выпущена серия банковских билетов - червонцев. На них впервые появился портрет вождя пролетариата В.И. Ленина.
Портрет, располагавшийся в правой части банкноты, был выполнен художником А.Р. Эберлингом, а его гравирование - художником А.Г. Блюмом. Автором эскиза 1 червонца стал художник С.А. Поманский. Эскизы 3, 5 и 10 юбилейных червонцев выполнил художник И.И. Дубасов. Поманский и Дубасов в последствии выполняли эскизы многих советских денежных знаков, выходивших впоследствии.
В юбилейной серии были выпущены купюры в 1, 3, 5 и 10 червонцев. Ко времени выпуска в состав СССР вошло уже одиннадцать республик. «Общий» для всех тюркский заменили киргизский, туркменский, узбекский и казахский языки. Эти червонцы находились в обращении до 1947 года.
Деньги ГУЛАГА
В 1930-е годы в Советском Союзе возникло целое государство в государстве - система лагерей ГПУ, которое протянулось на тысячи километров - от Беломорканала, до Колымы. И как у каждого государства, у лагерей ГПУ были свои собственные деньги.
Введение собственных денег было вызвано стремлением администраций лагерей, максимально изолировать тех, кто находился в «учреждениях» от жизни на воле. Это касалось не только заключенных, но и самих работников лагерей - охраны и так далее. По прибытии в лагерь, все чины администрации и охраны, а уж тем более - заключенные, должны были сдать все имевшиеся советские деньги. За укрытие в лагере госденег полагалось самое суровое наказание.
Взамен советских денег выдавались книжечки расчетных квитанций. Расчетные квитанции печатались на плотной бумаге с водяными знаками. Знаки имели достоинство в 2, 5, 20 и 50 копеек, а также в 1, 3, 5 и 10 рублей. На расчетных квитанциях в разное время стояли подписи членов коллегии ОГПУ: Г. Бокия, Л. Когана и М. Бермана. Квитанции использовались для всех расчетов на территории лагерей. При выходе на свободу (если, конечно, такое случалось) владелец квитанций мог обменять их на советские деньги.
Наиболее распространенными лагерными деньгами стали следующие. Расчетные квитанции Лагерей особого назначения, выпущенные в 1929 году. На них стояли подписи Г. Бокия и Л. Когана. Квитанции имели номиналы в 2, 5, 20 и 50 копеек, а также в 1, 3 и 5 рублей.
Расчетные квитанции исправительно-трудовых лагерей, выпущенные в 1932 году. Имели подпись М. Бермана. Номиналы в 2, 5, 20 и 50 копеек, а также в 1, 3, 5 и 10 рублей.
Расчетные чеки Главного Управления Северных Лагерей НКВД, выпущенные в 1936 году. Номиналы 3, 5 и 10 рублей.
Кроме того, свои денежные знаки выпускали Соловецкие лагеря особого назначения (СЛОН).
Лагерные деньги просуществовали до конца тридцатых годов, когда расчеты в лагерях стали безналичными, а квитанции были изъяты.
Героическая патетика
В 1938 году довольно безликие казначейские билеты образца 1934 года были заменены на новые - многоцветные. Эскизы выполнил художник И.И. Дубасов.
Сталинские рубли образца 1938 года отличала особая героико-трудовая патетика. На банкнотах оказались представители самых популярных на то время в СССР профессий, о которых снимали кинофильмы - шахтера, красноармейца и летчика.
Между тем, при создании банкнот планировалось обязательно отразить роль в построении советского общества советской женщины. Художник Иван Дубасов вспоминал по этому поводу следующее. Когда он представлял народному комиссару финансов эскизы 1 и 3 рублей, с изображениями шахтера и воина, тот порекомендовал на следующей, пятирублевой купюре, изобразить женщину. Дубасов в течение всего нескольких дней создал эскиз с изображением матери с двумя детьми. На рисунке женщина шагала, держа на руках младенца. Рядом шел еще один ребенок - постарше. В Наркомфине эскиз поначалу приняли хорошо и даже собирались утвердить. Однако, в головы чиновников Наркомфина закралась мысль, что женщина как будто идет за алиментами. Эскиз «завернули».
Дубасов переработал эскиз. Теперь пятирублевку должна была украшать женщина работница. Но у работников Наркомфина она вызвала ассоциацию с домработницей, что, по их мнению, оскорбляло советских женщин. Следующей попыткой Дубасова увековечить советскую женщину на советских деньгах, стало создание образа девушки-парашютистки. Прыжки с парашютом были очень модны среди тогдашней молодежи, поэтому художник надеялся, что этот эскиз будет принят.
Но в Наркомфине и на этот раз девушку не одобрили. После некоторых раздумий Дубасов предложил переделать парашютистку в другой модный персонаж - летчицу. В летчице чиновников не удовлетворила… слишком большая грудь. В пуританской атмосфере СССР это было слишком вызывающе. Дубасов пытался, было, прикрыть грудь нарисованным парашютом. Но чиновники Наркомфина решили вообще отказаться от «женской» тематики. Художнику оставалось только повиноваться.
В результате в обращение вышли банкноты достоинством в 1, 3 и 5 рублей с мужскими персонажами.
Желто-коричневую купюру достоинством в 1 рубль украшало изображение шахтера.
На темно-зеленой «трехрублевке» был изображен красноармеец в полевой форме.
А на черно-синей с серым полем «пятерке» - летчик у самолета.
Такие билеты образца 1938 года находились в обращении до реформы 1947 года.
Рекомендуется к прочтению:
ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА - РУБЛЬ ПРОТИВ РЕЙХСМАРКИ (часть-1-2) https://dzen.ru/a/Zs89Fm4zPUZ4tdPe?share_to=link
КОГДА РУБЛЬ БЫЛ САМЫМ ТВЁРДЫМ https://dzen.ru/a/ZuC81pyCVQ3KDDVq?share_to=link