Сейчас я покажу вам два скриншота, посмотрев на которые - можно задуматься и запутаться.
Первый:
Второй:
Скриншоты сделаны из одного интернет-издания, приведены даты для наглядности.
- Да уж! - сказал бы Киса Воробьянинов.
А я имею полное право рассуждать про наше школьное образование, так как сам отработал в школе 14 лет. Вёл четыре не связанных между собой предмета - историю, английский язык, информатику, немецкий язык (это я напомнил для тех, кто подключился к каналу недавно).
Почему же случилась ситуация из второго скриншота?
Тут всё просто - у нас рыночная экономика. Если где-то случается большой дисбаланс между сложностью работы и вознаграждением за эту работу, то возникает дефицит кадров.
И что же делать?
Мы все знаем, что нужно делать, но нас в любом случае наши голоса вряд ли будут услышаны. Об этом уже сто раз написано, повторяться не будем.
Да и ладно. Всё это в будущем аукнется. Хотя ... это уже, наверное, аукнулось.
Но всё началось гораздо раньше
Началось всё это не сейчас, а раньше - в 90-е годы, когда выживали всеми доступными способами. Особенно тяжело приходилось тем, кто не имел возможности где-то подработать дополнительно за "живые деньги".
Где, например, мог подработать учитель в сельской местности? Он мог выращивать скот на продажу. Или мог выращивать картошку на пятидесяти сотках. Или мог работать "шабашником". В свободное от работы время.
Уже тогда стало понятно, что в образовании молодежи ловить нечего. В профессию шли либо с большой надеждой, что всё в стране наладится, либо энтузиасты, которые также тайно верили в светлое будущее.
Пример приведу из жизни
Когда я поступил в финансовый колледж (а это был 2000-й год), то в самом начале учебного года нас попросили честно сознаться, какой язык мы учили, когда были школьниками.
- У кого был английский?
Половина студентов группы подняла руки. Я тоже поднял руку, хотя из семи лет обучения (с 5 по 11 класс) у нас примерно полтора года не было никакого иностранного языка.
- У кого был немецкий?
Еще часть студентов подняла руки.
Остались те, кто не поднял руку. Может быть они учили французский? А может быть испанский?
Нет. В их школах не было иностранного языка (либо был непродолжительное время). Эти студенты, конечно, были деревенские.
Тех, кто в школе не учил никакой язык, отправили изучать немецкий, так как он был легче, чем английский.
Да и, видимо, к таким ситуациям в колледже были привычны, а потому немецкий велся с учетом того, что кто-то его только начал учить.
Мы были дети 90-х.
Между прочим, я потом сам целенаправленно выбрал факультет иностранных языков, так как прекрасно понимал, что при наличии образования я без куска хлеба точно не останусь, так как учителя иностранного языка много в каких школах требовались.
А почему же упомянуты учителя математики?
Там упомянуты не только математики, там говорится про всех учителей естественно-научных предметов.
Просто сейчас есть такая тенденция, что выпускники стали выбирать именно эти предметы для сдачи ЕГЭ, так как "на моде" технические специальности. И это нормально, "технические специалисты" нашей стране нужны.
А чтобы хорошо сдать экзамены и поступить на бесплатное обучение - нужны репетиторы. На спрос всегда будет предложение.
В Интернете можно прочитать 1000 и 1 историю про то, как кто-то ушел из школы и стал работать репетитором. При этом у него появилось не только свободное время и деньги, но и отпала необходимость разбрасываться своими нервами направо и налево. Всё же за хорошим репетитором "бегают". А в школе, как правило, учитель вынужден "бегать".
Заявлять о проблеме в образовании может каждый. Это уже давно превратилось в "секрет Полишинеля". Но вот решать проблемы дано не всем.
Тут нельзя махнуть волшебной палочкой, чтобы всё рассосалось, а в школу ломанулись бывшие репетиторы и выпускники педагогических вузов. Тут сначала нужно определиться - какой результат мы ждем "на выходе". Можно просто нарисовать красивые цифры, а можно признать, что учительская профессия уже требует не столько профессиональных знаний, а умения работать "в системе".
Я не смог работать "в системе". Мне нравилось проводить уроки, но мне не нравилось работать в образовании. Многое мне там казалось (и сейчас кажется) каким-то "сюрреализмом" - красная синева, квадратный круг, бумажный электронный документ, танцы с бубном на закате солнца.
Совершенно не жалею, что работал в школе. Также не жалею, что ушел.