Что-то в нашем кино снова начинается нездоровая тяга снять кино про космос без космоса. Это когда продюсер хочет снять массовый митинг из трёх актёров массовых сцен или батальную сцену без пиротехники, оружия и формы – ибо дорого!
Такое у нас было после развала страны. Тогда снимали тем что есть, где придётся и актёры на площадку приносили собственные костюмы, забегая перед съёмкой к парикмахеру сделать причёску за свои кровные.
Потом пошёл рост бюджетов, некоторые проекты позволяли себе настоящие самолёты вековой давности не компьютерной графикой, а в натуре, из музеев или строили полноценные модели. Даже в Болгарию ездили, чтобы «Золотые пески» снимать. А сейчас что? Опять в прошлое?
Вот вчера сериал смотрел и там вроде как все события происходят в провинциальном городе вдалеке от столицы. Показывают мне заправку на выезде из того города, а она в густонаселённом районе Москвы, почти в центре, с высотками и эстакадой на фоне и рейсовыми синими автобусами столичной сети общественного транспорта со светящимися маршрутами из московских топонимов. Сэкономили на смех зрителю!
Или коллега очень известная в профессиональной среде с очень известного канала пожаловалась, что от неё требуют снять прошлое без прошлого. То есть экономить на всём от одежды до фона. А ещё лучше, чтобы на экране была только одна голова и никаких дорогих декораций. Но ведь так не получится! Это как сварить борщ без капусты, свеклы и бульона. И лучше, вообще не варить и не нарезать лук с морковкой. То есть вернуть борщ в состояние натюрморта и попытаться его продать как дорогое блюдо в ресторане. Мечтатели!
Я тут недавно был в одном пафосном ресторане. Рестораторы давно стали объектами шуток за то, что гренки крутонами называют, а рисовую кашу ризотто. Вот и в этом месте всё было по меню точно так же, с соответствующими ценами «за понты». И вдруг нарываюсь на блюдо «Шаурма». Вот так откровенно, без попытки обозвать каким-нибудь «Лаваш-кебаб» или «Рулетто-шавермото». На вопрос к официанту, что в пафосном списке делает стрит-фуд, мне с плохо скрываемым высокомерием было доложено, что за полторы тысячи рублей в составе соуса я найду три икринки и миллионную долю грамма сусального золота. Но шаурмой то это блюдо не перестаёт быть!
А причина в перенасыщении рынка. Ресторан, как и кино – часть индустрии. Тут у создателей основная цель – заработать. В этом нет ничего плохого, если делать качественный, уникальный продукт. Согласитесь, странно иди в пафосное заведение, чтобы отведать там рулет из лаваша с начинкой, который можно купить на каждом углу необъятной Родины. Как и в кино идти или за подписку в он-лайн кинотеатре платить за домашнее видео. А возможности снимать безостановочно на телефоны и фотоаппараты уже породило такой информационный шум, что пора киноиндустрии возвращаться к своей первородно-элитной форме.
Как-то давно Стивен Спилберг сказал, что кинематографу надо становиться искусством для избранных. С очень дорогими билетами на просмотр очень дорогих фильмов. Бюджет должен определять качество. И его слова оказались справедливыми, ибо упадок голливудских блокбастеров с заоблачными бюджетами, но без идеи потянул всю индустрию в кризисный застой. Теперь студии стремятся снизить издержки, дабы увеличить прибыль. Но кормить шаурмой в ресторане и брать за это повышенную цену – как-то не по понятиям.
Я вижу единственный выход – снижать количество снимаемого контента и делать его действительно зрелищным, снятым со всеми необходимыми атрибутами большого кино. Если нужно пятьсот человек массовки, значит приглашать пятьсот человек на площадку. Если кино про космос, то в космосе его и снимать. Если речь идёт о шпионах в Вашингтоне, то снимать не в московском дворике, а именно в округе Колумбия. Нет такой возможности, не снимать вообще.
Тут ко мне начинающий режиссёр обратился: «Хочу, говорит, снять по вашему сценарию фильм, только денег заплатить за сценарий у меня нет»… И я у него спрашиваю, если денег на сценарий нет, то как ты снимать будешь? На телефон с друзьями по школе? В подъезде под лампочкой дежурного освещения? Нет, дорогой, не отдам сценарий на издевательство. Нет денег, не лезь в дорогой и элитный вид искусства, по случаю ставший индустрией. И мне не хочется в фильмографии иметь фильм, который сняли на коленке по принципу «и так сойдёт».
Не знаю, дойдёт ли до продюсеров, что кино это особый вид искусства, настолько же массовый, насколько и избранный. Нести ответственность за вложенные в фильм идеи должно и нужно. Не зря фильмы в недалёком прошлом называли кинокартинами. Сейчас называют проектами. И не от слова «проектор».
Но есть в современной истории и другой пример, когда денег много и тут включается режим владельца несметного количества фантиков… Но об этом в завтрашней статье.
Завтрашняя статья: