Найти тему
Без музыки совсем не то

Faith No More «King for a Day, Fool for a Lifetime», 1995 г. ~ убойный ответ Оззи Осборну на его вялый «Оззмозис»

В 1995-м году американская рок-группа Faith No More выпустила альбом «King for a Day, Fool for a Lifetime» («Король на один день, дурак на всю жизнь»). Эта пластинка записывалась в той же студии и в то же время, что и альбом Оззи Осборна «Ozzmosis», но на выходе получилось совершенно два разных по качеству произведения. В то время, как «Ozzmosis» представил собой не совсем внятную и чересчур американизированную музыку, на «King for a Day…» была запечатлена музыка, которая была по достоинству оценена не только в Европе, но и в далекой Австралии.

Faith No More «King for a Day, Fool for a Lifetime», 1995 г.
Faith No More «King for a Day, Fool for a Lifetime», 1995 г.

В то время, как Оззи Осборн, собравшись к середине 90-х с новыми силами и создав без малого звездный состав, включающий Гизера Батлера и Рика Уэйкмана, долго тужился, и выдал альбом «Ozzmosis» с тремя песнями, американская рок-«не-пойми-что»-группа Faith No More, сама того нехотя, посрамила Великого и Ужжасного. Буквально разваленным составом (с потерей бойцов) американцы в авральном режиме умудрились в то же самое время записать пластинку «King for a Day, Fool for a Lifetime», все 14 песен на которой тянули на шедевральный уровень.

Интересно, что записывались оба альбома в одном и том же месте – в Вудстоке под Нью-Йорком, на студии Bearsville. Думается, что это было сделано не без влияния Оззи Осборна, потому-то, во-первых, в той студии ни до, ни после не записывался ни один другой альбом FNM, а, во-вторых, именно после этого события барабанщик группы Майк Бордин стал участником группы Великого и Ужжасного, и оставался таковым более 10 лет, записав с ним три альбома.

Сперва, еще до официального выпуска альбома на CD, было выпущено 10 тысяч копий винилового варианта альбома на двух пластинках, тирад был распределен между США, Великобританией и континентальной Европой
Сперва, еще до официального выпуска альбома на CD, было выпущено 10 тысяч копий винилового варианта альбома на двух пластинках, тирад был распределен между США, Великобританией и континентальной Европой

Правда, музыканты группы были знакомы с Оззи уже давно, поэтому в этом совпадении не стоит искать каких-то случайностей. Случайность в другом – в 1995 году под одним «зонтиком» вышло два альбома от совершенно разных по статусу исполнителей, и оба эти альбома по своим музыкальным качествам разнились как небо и земля. Выражаясь более понятным языком, «King for a Day…» мог дать «Оззмозису» бессчетное количество фор по всем статьям (свое мнение по «Оззмозису» я уже высказал, ссылка - внизу).

Английский и американский выпуски альбома, европейский был подобен английскому
Английский и американский выпуски альбома, европейский был подобен английскому

Конечно, коммерческая ценность обоих релизов была совершенно разная, но это все связано с переоценкой альбома Осборна и недооценкой творения FNM.

Ну, это и естественно – Оззи Осборн заслуженный металлист мировой рок-арены, хотя его прямые как водопроводные трубы опусы более были популярны в США, а британских и германских фанатов его преклонение перед американским «танцевальным андерграундом» давно уже просто злило, о чем красноречиво говорят практически все европейские чарты. С FNM совсем наоборот – в Америке эта американская группа была популярна не особо, зато особо она была популярна именно в Европе, а также в Австралии с Новой Зеландией.

Английские и американские лейблы
Английские и американские лейблы

В общем, не хочу утверждать, что именно в Европе ценят истинную рок-музыку, а в Америке популярны только известные бренды несмотря на уровень качества, хотя это и без меня прекрасно видно. А я хочу только сказать, что альбом Faith No More «King for a Day, Fool for a Lifetime» - это шедевр мирового уровня, чем произведение Оззи Осборна похвастаться никак не может. И для того, чтобы это понять – не надо читать всякие хвалебные рецензии, достаточно только послушать альбом от корки до корки.

В заключение хочу пояснить некоторую деталь, проскользнувшую в тексте выше, насчет «разваленного состава (с потерей бойцов)», которым был записан альбом.

CD-выпуск альбома
CD-выпуск альбома

Дело в том, что непосредственно перед записью из группы был уволен один из основателей группы – гитарист Джим Мартин, который хоть и музыкант шикарный, но анархическая натура которого приносила группе очень много проблем. Короче, основная часть материала была записана без гитариста, но закончить альбом без гитариста было нельзя, а подходящего мастера все не находилось. Вокалист Майк Паттон, который параллельно вел еще и свою собственную группу – «Mr. Bungle», пытался склонить к записи альбома FNM своего гитариста Трея Спруанса, но тот не хотел менять шило на мыло, хотя впоследствии все же согласился, но только на запись, без всяких последующих гастролей и статуса постоянного участника.

Внутренности CD-выпуска
Внутренности CD-выпуска

Спрюанс проделал свою работу блестяще, правда, бросается в глаза, что он, наполнив музыку нового альбома FNM великолепными по тяжести и виртуозности риффами от Deep Purple и Black Sabbath, не наваял ни одного соляка. Так и слушаем этот тяжелый гитарный альбом самого высшего мирового уровня, но без практически единого гитарного соло.

Но это в очередной раз подчеркивает гениальность музыкантов Faith No More, в первую очередь творческую. Временному, по сути, музыканту, предложили материал, который он прекрасно реализовал без многих свойственных рок-группам примочек, и сразу же отвалил.

Второй момент заключается в том, что основная часть альбома была записана без еще одного основателя группы – клавишника Родди Боттума. Как раз в этот момент на его голову свалилось две горести – умер его отец и почти одновременно – первейший его кумир Курт Кобейн из «Нирваны». В двух этих горестях он сильно присел на некоторые очень тяжелые вещества и просто не был способен адекватно участвовать в записи.

Состав музыкантов Faith No More на момент записи альбома "King for a Day, Fool for a Lifetime" в 1994-1995 гг. Слева направо: Родди Боттум (клавишные), Билли Гулд  (бас-гитара), Майк Паттон (вокал), сидит - Майк Бордин (барабаны), с чашкой в руках - Трей Спруанс (гитара)
Состав музыкантов Faith No More на момент записи альбома "King for a Day, Fool for a Lifetime" в 1994-1995 гг. Слева направо: Родди Боттум (клавишные), Билли Гулд (бас-гитара), Майк Паттон (вокал), сидит - Майк Бордин (барабаны), с чашкой в руках - Трей Спруанс (гитара)

Но, несмотря на все эти сложности, пластинка вышла шикарная, ну это я уже повторяюсь. И хотя коммерческий успех, в отличие от двух предыдущих альбомов, ей не сопутствовал, тем не менее, по всему миру только официально было продано более 1,5 миллионов копий. А если учитывать, что в 90-е годы выпуском альбома активно занимались китайские и болгарские бутлегеры, то это количество можно увеличить раза в два.

Кстати, по моим данным, китайский ширпотреб в те годы наводнил не только миллиардный Китай, но и 300-миллионные США. Если кто-то думает, что в законопослушной Америке любой негр или мексиканец живет исключительно по лицензии, то он здорово обмишурился. Я думаю, что китайские боотлегеры в США сделали альбому Faith No More «King for a Day, Fool for a Lifetime» его законную «платину», только эта «платина» ни в каких списках популярности по традиции не отмечается.

Трек-лист:

1). Get Out (2:17) «Убирайся». Шикарный хэви-метал сочинения вокалиста Майка Паттона. Кто скажет, что это не высочайший уровень – пусть первый кинет в меня камень. Оцените таланты Патона – далеко ли ему до Иэна Гиллана в молодые годы последнего? А Оззи Осборн потянет?

2). Ricochet (4:28) «Рикошет». Эту песню сочинил бас-гитарист Билли Гулд, как, впрочем, и большинство остальных песен. Великолепный контраст с первой композицией, и, несмотря на вроде бы простецкую музыкальную идею, исполнен этот номер просто шикарно.

3). Evidence (4:53) «Доказательства». Еще один контраст, к металлу никакого отношения не имеет, просто красивая песня в стиле джаз-фанк.

4). The Gentle Art of Making Enemies (3:28) «Нежное искусство наживать врагов». Но вот всякая экзотика заканчивается, и снова в бой вступает металл. И снова пришла пора оценивать таланты Паттона.

5). Star A.D. (3:22) «Звездная реклама». Шикарное ретро, и снова на контрасте. Поражает потрясающая пластичность музыки группы. Многие критики уверены, что песня посвящена незадолго до этого скончавшемуся Курту Кобейну, но Майк Паттон это отрицает. Правда, ему можно не верить, потому что группу с семейкой Кобейнов связывали давние узы, не стоит забывать, что Кортни Лав когда-то была вокалисткой Faith No More.

6). Cuckoo for Caca (3:41) «Кукушка для Кака». Шикарнейший металл, на первый взгляд архаичный, но если вслушаться, то очень даже целеустремленный.

7). Caralho Voador (4:01) «Каральо Воадор». Какая-то чисто личная песенка, исполненная преимущественно на португальском языке. Припев просто шикарен – так и липнет к зубам.

8). Ugly in the Morning (3:06) «Уродливое утро». Один из главных шедевров альбома. Если кто не врубился в него с первого раза – надо слушать до полного опупения. Авторы - Паттон и Спруанс с посильным участием бас-гитариста Билли Гулда.

9). Digging the Grave (3:04) «Выкапывать могилу». А этот шедевр вышибает с первой же ноты, и спорить тут не о чем.

10). Take This Bottle (4:59) «Возьми эту бутылку». Шикарнейшая мажорная баллада на густом мощном саунде.

11). King for a Day (6:35) «Король на один день». Эта песня – один из бриллиантов во всем творчестве FNM, гениальна от начала и до самой последней ноты.

12). What a Day (2:37) «Что за день». Еще один потрясающий металл с огромной кучей музыкальных и вокальных находок. Под концовку создается такое ощущение, что летишь без тормозов с горы. Авторы – Паттон и Спруанс.

13). The Last to Know (4:27) «Последнее, что нужно знать». Ну, а это какой-то чрезмерно помпезный опус, частично в стиле Оззи Осборна, а частично - на «блэк-саббатовских» риффах.

14). Just a Man (5:35) «Просто человек». Великолепное завершение альбома, комментировать нечего – надо просто прослушать.

Также к альбому шло еще около десятка бонусов, которые выходили или на синглах, или на сборниках, или на переизданиях альбома. Но я их тут рассматривать не буду, потому что, по сути, из них можно было бы сделать новый альбом, который надо оценивать в отдельной публикации.

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:

«Ozzmosis», 1995 г. – первый нудный и бесцветный альбом Оззи Осборна за все первые 15 лет его сольного творчества

Faith No More «The Real Thing», 1989 г. ~ самый шикарный в истории рока хэви-фанк-панк-рэп-металлический альбом

Faith No More «Sol Invictus», 2015 г. ~ одно из самых крутых явлений в рок-музыке за последние годы

Faith No More – это главный шедевр в мире рок-музыки за последние треть века

«The Groundhogs» и ее фронтмен Тони Макфи – самые неизвестные лидеры блюз-рок-прогрессива 70-х