Типичная современная квартира в корейском мегаполисе - на самом деле, одна из самых популярных локаций для фильмов ужасов. Бум постройки многоквартирных домов в Южной Корее случился в 60-е, и многие из современных жителей больших городов до сих пор живут в зданиях, построенных в ту эпоху. За несколько десятилетий линия горизонта, заполненная высотками и небоскребами, стала самым привычным “киношным” корейским пейзажем.
Современная квартира - и правда, одно из самых удачных мест для всякой чертовщины. С одной стороны, это вроде бы твое, личное, безопасное пространство. Но безопасность эта иллюзорна. Соседи постоянно вторгаются в твою жизнь как минимум на уровне звуков, даже когда ты их не видишь. Да и в целом, так ли ты уверен, что эти странные скребущие звуки за стенкой издает именно твой сосед? Если да - то какого черта он там делает?! Если же нет - то кто (или что) тогда их издает?! Ну и в конце концов, разве эти тонкие двери и стены, через которые и так все слышно, способны защитить от действительно серьезной опасности, вроде соседа-маньяка, или соседа, превратившегося в зомби? А ведь есть еще и всяческие призраки, которым, как известно, стены - не помеха…
Как говорил Альфред Хичкок, показать дверь, за которой прячется монстр, куда страшнее, чем просто показать монстра. И двери обычных квартир в обычных многоэтажках подходят для этого ничуть не хуже, чем любые другие.
“Дрожь” (Gooseflesh, 2001)
Режиссер: Юн Чон Чан (#YoonJongChan)
В главных ролях: Ким Мён Мин (#KimMyungMin), Чан Джин Ён (#JangJinYoung)
Этот фильм - отличный пример визуализации парадоксальной природы современных мегаполисов в целом и многоквартирных домов в частности. По идее, в большом городе остаться в одиночестве очень трудно, почти невыполнимо: дома стоят вплотную друг к другу, квартиры разделяют лишь тонкие стены… и в то же время обилие этих самых стен все-таки играет свою роль. Мы не всегда знакомы даже с соседями по лестничной клетке, чего уж говорить о тех, кто живет в соседнем доме… Дом, в котором происходит действие фильма “Дрожь” - гиперболизированное воплощение этого одиночества человека посреди города. Он словно отделен от всего остального мира невидимой стеной, состоящей из отчуждения и тяжких мыслей тех, кто живет в его квартирах: отщепенцев, людей морально подавленных, попавших на обочину жизни. Стоящий на отшибе, этот дом словно является конечной станцией на пути обреченных душ то ли к смерти, то ли к забвению. Да и есть ли разница… За каждой дверью скрывается по секрету, но жители соседних квартир слишком погружены в себя, чтобы их разгадывать. А меж тем, стены зловещего здания, кажется, сами порождают зловещие тайны. Именно с ними и предстоит столкнуться главным героям “Дрожи”: одинокому таксисту (Ким Мён Мин) и девушке из страхового агентства (Чан Джин Ён), которая и сама едва смогла сбежать от домашнего насилия, избитая мужем и потерявшая ребенка. Вскоре к их расследованию страшных и странных событий, происходящих в здании, присоединяются и другие его жители: владелец соседней парикмахерской, повидавший много странного и тревожного, малоизвестный писатель и девушка, тяжело переживающая утрату любимого человека.
“Квартира” (A.p.t. , 2006)
Режиссер: Ан Бён Ки (#AnByungKi)
В ролях: Ко Со Ён (#KoSoYoung), Канг Сон Джин (#KangSungJin), Чан Хи Джин (#JangHeeJin)
Ан Бён Ки - признанный мастер киноужасов (“Телефон”, “Буншинсаба” и др). “Квартира” же ко всему прочему снята по мотивам популярного веб-комикса, и в целом сделана очень в духе классики кинотриллера - фильмов Альфреда “Наше все” Хичкока. Прежде всего “Квартира” отсылает нас к его “Окну во двор”. Главная героиня фильма, Се Джин - успешная карьеристка, у которой есть маленький и не самый приглядный, но в целом безобидный секрет: она любит подсматривать в окна соседних домов через бинокль. Однажды вечером, ровно без четырех минут десять, в одном из этих домов мигает свет, и вскоре после этого выясняется, что в этот самый момент кто-то из его жителей то ли совершил самоубийство, то ли был убит. Через какое-то время Се Джин замечает: странные перебои с электричеством повторяются каждый вечер, и каждый раз это предвещает чью-то смерть.
Постепенно Се Джин убеждает, что все эти странные пугающие события как-то связаны с ее новой знакомой, прикованной к инвалидному креслу девушке. Решив во что бы то ни стало разгадать эту тайну, Се Джин даже не представляет, какую цепочку из насилия и тщательно скрываемых страданий человеческих она вот-вот начнет распутывать.
Прятки (Hide and seek, 2013)
Режиссер: Ху Юнг (Huh Jung)
В ролях: Сон Хён Чжу (#SonHyunJu), Мун Чжон Хи (#MoonJungHee), Чон Ми Сон (#JeonMiSun)
“Прятки” - дебютная работа режиссера Ху Юнга, и в центре ее сюжета два очень разных многоквартирных дома. Главный герой, Сан Су - успешный бизнесмен, идеальный семьянин, перфекционист и аккуратист до такой степени, что это уже отдает ОКР. Он живет в новехонькой квартире, в ультрасовременном доме, но вынужден вместе с семьей покинуть его и временно переехать в куда более старое здание на окраине города, когда узнает, что его брат пропал. Изначально он переселяется в тот самый дом, где исчез брат, чтобы раскопать хоть какие-то наводки и улики, способные помочь в поисках.
Дом встречает Сан Су параноидально недоверчивыми соседями, и странными символами на дверях.
Не добившись успеха, Сан Су с семьей возвращается в свою квартиру. Но вот же странное дело, вскоре такие же странные символы начинают появляться на дверях квартир их нового дома, и в здании начинают происходить странные, пугающие события.
“Прятки” - это не просто развлекательный ужастик, но и довольно неглупое сочетание мистического сюжета с исследованием вечно актуальной темы зависти соседу. Какие события действительно необъяснимы, а за какими на самом деле стоит чья-то пусть злая, но вполне человеческая воля? Увы, человечество меняется куда медленнее, чем развивается технический прогресс, и даже самые современные дома не способны защитить людей ни от собственных темных секретов, ни от нежеланных гостей, будь они реальные, или сверхъестественные.
#Живой (#Alive, 2020)
Режиссер: Хи Иль Чо (#ChoIlHyeong)
В ролях: Ю А Ин (#YooAhIn), Пак Шин Хе (#ParkShinHye)
В конце нашей тематической недели мы возвращаемся к фильму, который смог отвлечь внимание публики даже от “Полуострова”, долгожданного сиквела “Поезда в Пусан”, сразу после премьеры собрав 62 % бокс-офиса. Разумеется, речь о кинокартине “#Живой”, сделанной на стыке двух жанров: зомби-хоррора и урбанистического, “квартирного” фильма ужасов.
Главный герой - молодой человек, которого нашествие ходячих мертвецов застало в собственной квартире. Как и многие жители современных мегаполисов, он большую часть жизни проводил в добровольной самоизоляции, выходя из дома лишь в случае крайней необходимости, и потому по злой иронии даже не сразу понял, что случилось. Но, выбравшись наружу и осознав масштабы катастрофы, юноша успевает заметить, что в соседнем доме есть выживший - девушка, оказавшаяся в похожей ситуации. Ко всему прочему выясняется, что причины появления вируса никому неизвестны, город закрыт, помощи ждать неоткуда, и главным героям придется со всем справляться самим.
Фильм не является ремейком в прямом смысле этого слова, но все же снят по мотивам американского фильма “Alone” 2019го, причем сценарий для #Alive Хи Иль Чо писал вместе с Мэттом Нэйлором, режиссером американского “исходника”.