Найти тему

Тотальное отсутствие аналитики: эксперты назвали проблемы арт-индустрии

Дедлайн подачи заявок на программу Школы дизайна НИУ ВШЭ и ЦСИ Винзавод «Менеджмент и PR в арт-индустрии» 18 сентября. Старт программы 9 октября. Во время обучения менеджеры и пиар-специалисты погрузятся в контекст арт-индустрии на 100% и выйдут с реализованными проектами. Важно, что в программе две специальности: менеджеры и пиар-специалисты. При подаче заявки вам необходимо выбрать одно направление из двух.

На дне открытых дверей программы о секретах успеха в арт-сфере рассказали ключевые специалисты индустрии: основатель ЦСИ Винзавод Софья Троценко, руководитель проектов Фонда Винзавод Ирина Саминская, коллекционер и организатор выставок современного искусства Пьер-Кристиан Броше, руководитель радио «Культура» Ксения Ламшина, директор галереи pop/off/art Серафима Кострова и основательница галереи a—s—t—r—a Алина Крюкова. Делимся самыми важными цитатами.

Серафима Кострова, Алина Крюкова и Софья Троценко. Фотограф: Кирилл Рогожкин.
Серафима Кострова, Алина Крюкова и Софья Троценко. Фотограф: Кирилл Рогожкин.
Сегодня арт-менеджеры и пиар-специалисты соединяют предмет, который создает художник, и коллекционера. Я считаю, что искусство не является эксклюзивной собственностью художника. Для того, чтобы предмет из мастерской стал предметом искусства, нужно, чтобы коллекционеры бросили на него свой взгляд. Именно в этот фантастический момент появляется искусство. Для этого и нужны специалисты арт-индустрии.

Пьер-Кристиан Броше, куратор направления «Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, руководитель юнита HSE MUSEUMS LAB в Лаборатории дизайна НИУ ВШЭ, коллекционер и организатор выставок современного искусства, телеведущий на канале «Россия-К».

Искусство – это, наверное, единственное поле деятельности, которое дает бесконечную глубину, в которую вы можете погрузиться, как личность. Как предприниматель, я окупила свой проект только на третий год его существования, но, как человек, я получила ни с чем не сравнимый опыт.

Алина Крюкова, основательница галереи a—s—t—r—a, член правления «Ассоциации галерей» и сооснователь ярмарки современного искусства |catalog|.

Пьер-Кристиан Броше. Фотограф: Кирилл Рогожкин.
Пьер-Кристиан Броше. Фотограф: Кирилл Рогожкин.
Авторитет. Вы должны быть уверены, что сможете определить, является ли что-то искусством или нет.
Понимание ответственности. Вы должны понимать, что коллекционер приобретает предметы и хранит, заручившись вашей уверенностью в том, что они – искусство. Это возможность повлиять на историю искусства в будущем и ответственность перед будущим.
Эффективность. Вы должны придать коллекционерам уверенность в то, что они делают правильный выбор.

Пьер-Кристиан Броше, куратор направления «Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, руководитель юнита HSE MUSEUMS LAB в Лаборатории дизайна НИУ ВШЭ, коллекционер и организатор выставок современного искусства, телеведущий на канале «Россия-К».

Мне кажется, ключевая проблема – это тотальное отсутствие аналитики того, что происходит вокруг. Из-за этого возникает огромное количество схожих проектов. Это проблема для таких экспертов, как я. Иногда и 30 секунд хватает, чтобы понять, что мне даже зацепиться не за что.  Еще страшнее эта проблема для PR, цель которого – сделать так, чтобы проекты были услышаны и интегрированы в общий культурный контекст.

Ксения Ламшина, руководитель радио «Культура», автор предыдущей программы «Культурный повод», автор телеграм-канала «Культурные люди».

Александр Повзнер. Без названия. Выставка LIMBO, галерея XL. Выставка открыта до 12 октября.
Александр Повзнер. Без названия. Выставка LIMBO, галерея XL. Выставка открыта до 12 октября.
Самое главное – желание работать. Желание делать разные вещи, не бояться браться за новое и учиться. Важна готовность работать как с рутиной, так и с экстренными ситуациями. И, конечно же, многозадачность. Арт-менеджер занимается всем и сразу.

Серафима Кострова, директор галереи pop/off/art.

Даже с 2018 года рынок тотально изменился. Мы живем в том самом будущем, которое строил ЦСИ Винзавод, МОМMА, «Гараж» и другие институции. Это среда, в которой понимают искусство и знают, где его искать и покупать. Приобретение искусства стало легким.

Алина Крюкова, основательница галереи a—s—t—r—a, член правления «Ассоциации галерей» и сооснователь ярмарки современного искусства |catalog|.

Лана Морозова «Копилка воспоминаний». 11-й сезон Открытых студий ЦСИ Винзавод. «Копилка воспоминаний» – одна из новых работ, появившихся в мастерских резидентов Открытых студий после осенней смены экспозиций.
Лана Морозова «Копилка воспоминаний». 11-й сезон Открытых студий ЦСИ Винзавод. «Копилка воспоминаний» – одна из новых работ, появившихся в мастерских резидентов Открытых студий после осенней смены экспозиций.
Мы знаем большое количество фантастически важных, интересных проектов, которые развиваются в Воронеже, в Нижнем Новгороде, во Владивостоке. Очень широкая география институций. Поэтому для достижения успеха не обязательно присутствие в Москве. Невероятно важно, чтобы ваш проект был сегодня актуален. И, конечно же, необходимо знать те инструменты, которые его востребованным, и уметь ими профессионально пользоваться.

Софья Троценко, основатель ЦСИ Винзавод и президент Фонда Винзавод, академический руководитель программы.

Главная проблема внешних коммуникаций в арт-индустрии сегодня – это невозможность вести диалог из-за непонимания контекста, в котором вы находитесь. Эта проблема связана с информационным шумом и невозможностью переварить его очень быстро. Умение услышать в этом шуме самое главное, необходимое для вашей работы – это и есть профессионализм.

Ирина Саминская, руководитель проектов Фонда Винзавод, академический руководитель программы.

Выставка «Быть в искусстве» арт-группы NONSNS и галереи Futuro – нового резидента     ЦСИ Винзавод.
Выставка «Быть в искусстве» арт-группы NONSNS и галереи Futuro – нового резидента ЦСИ Винзавод.

Школа дизайна НИУ ВШЭ и ЦСИ Винзавод создали программу профессиональной переподготовки для менеджеров и пиарщиков в арт-индустрии. Она была разработана вместе с ведущими институциями-партнерами и экспертами для повышения квалификации специалистов в сфере искусства.

Слушатели трека «Арт-менеджмент» разберутся в устройстве галерейного и аукционного бизнеса, изучат принципы работы культурных институций, узнают об особенностях логистики в сфере искусства и научатся реализовывать выставочные проекты. Студентам направления «Современные коммуникации в арт-индустрии» расскажут, как позиционировать проекты, запускать информационные кампании в медиа и взаимодействовать со СМИ.

Отправить заявку на обучение можно до 18 сентября.