Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза – одна из самых распространённых в моей практике. Причина этого нарушения письменной речи кроется в недоразвитии языкового анализа и синтеза на уровне букв, слогов, слов и предложений.
Несформированность операций анализа и синтеза проявляется на письме следующими ошибками:
- пропуски, добавление и перестановки букв, слогов, слов («краная» вместо красная, «перетиция» вместо репетиция, «спенктакль» вместо спектакль).
- Раздельное и слитное написание слов («доми ки» вместо домики, «задеревом» вместо за деревом).
- Нарушения границ предложений. Отсутствие точек в конце предложений, и написание первого слова с маленькой буквы.
Что же делать, если ребёнок допускает такие ошибки? Необходимо работать над развитием фонематических процессов. При данном виде дисграфии особенно важно уделить внимание развитию фонематического анализа и синтеза (умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова). Но важно понимать, что без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление звукового анализа и синтеза. С упражнениями по формированию фонематического восприятия вы можете познакомиться на моём канале в статье «Упражнения для исправления дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания (дифференциации фонем)».
Предлагаю нескучные упражнения по развитию фонематического анализа и синтеза.
Упражнение «Музыкальные инструменты». Я очень люблю использовать на своих занятиях музыкальные инструменты. Казалось бы, как они могут помочь ребёнку с нарушениями письменной речи. Очень даже могут. Скажу больше, с них и нужно начинать развитие фонематических процессов. Вам понадобятся музыкальные инструменты (бубен, колокольчик, бубенчики, барабан, металлофон) и ширма. Ширму можно сделать самостоятельно. Если нет музыкальных инструментов, можно использовать подручные материалы, которые издают звуки (связка ключей, монетки, шуршащая бумага и даже целлофановый пакет). Сначала ребёнок должен узнать какие звуки издают инструменты, позвенеть ими. Затем вы прячете инструменты за ширму, звените ими, ребёнок угадывает, чем вы издаёте звуки. Теперь усложняем! За ширмой вы звените инструментами в последовательности, которую выбираете сами, например: бубен, колокольчик, барабан. Ребенок не видит, только слышит звуки, а потом называет последовательность звучания. Спросите, что звучало в конце, а что в начале. Увеличивайте количество до 6-7 музыкальных инструментов. Если ребёнок научится анализировать такой звуковой ряд, то и анализ слова ему будет даваться легче. К такой игре можно привлечь детей помладше, будет двойная польза!
Если ребёнок устал от таких упражнений как «Вставь пропущенные буквы», «Подбери и вставь буквы», можно использовать упражнение «Наряди ёлочку». Необходимо вставить в слова пропущенные гласные буквы, подобрав нужный шарик. По факту ребёнок опять сталкивается с тем, что нужно вставить букву, но данное упражнение представлено в игровой форме, поэтому у ребёнка вызовет больший интерес.
Упражнение «Соседи». Возьмите любую книгу, в которой есть хорошие, красочные иллюстрации или набор предметных картинок. Если это картинки, пусть ребенок с закрытыми глазами выберет картинку. Затем предложите ему бросить игральный кубик. Например, возьмем картинку с изображением кровати, а на кубике выпало 4 точки. Ребёнку нужно назвать 4 звук в слове кровать и соседей этого звука. 4 звук – [в]. Соседи – слева [а] и справа [а]. Будьте внимательны, называть нужно не буквы, а звуки. В слове кровать после буквы Р пишется О, а слышим звук [а].
Упражнение «Пуговицы». На пуговицах написаны слоги, составь слова из слогов. Подсказка: из пуговиц одного цвета можно составить слово.
Упражнение «Исправь ошибки». Нужно найти в сплошном тексте предложения, записать текст, правильно оформить границы предложений.
Зимой в лесу.
зимой Катя и Саша пошли в лес они взяли с собой орешков для белочки дети часто встречали белок в лесу, но сегодня их не было видно вдруг с ветки сосны посыпался снег это прыгнула белка ребята увидели на стволе дупло зверька возле дерева Катя и Саша оставили орехов для белочки.
Упражнение «Составь слова». Нужно поменять буквы местами так, чтобы получилось слово.
л с о н ______________
м о д ________________
у р ч а к_______________
л е о т_________________
с д л е_________________
к а р и а т н ____________
н а п о л я ______________
о е з о р________________
Упражнение «Составь слова». Нужно из букв данного слова составить новые слова. Можно привлечь всех членов семьи и устроить конкурс «Кто больше всех составит слов?». Используйте любые длинные слова. Мне нравятся слова: крапива, подарок, динозавр, одуванчик.
Надеюсь, что такие упражнения понравятся вашему ребёнку. Желаю успехов!