Найти в Дзене
Илья Duke

А каков был настоящий масштаб средневековых сражений?

Дошедшие до нас летописи рисуют порой по истине впечатляющий масштаб древних битв. Сотни тысяч воинов сходятся в сражениях не на жизнь, а на смерть, тучи стрел затмевающих солнце, поля сплошь покрытые павшими. Долгое время, численности сражавшихся армий не подвергались сомнению и просто переходили со страниц летописей в учебники по истории.

Однако, с популяризацией исторической реконструкции в последнее время все чаще и чаще приводимые в письменных источниках цифры подвергаются сомнению. Так например глубокий анализ имеющейся информации позволил в корне пересмотреть прежние представления о монгольском вторжении, о чем я писал в своей отдельной статье:

К источникам надо подходить критически. Средневековые летописцы очень часто преувеличивали масштабы битв. Существуют записи о битвах, в которых сражались 100 000, 500 000 или более миллиона рыцарей. Так летописец старался подчеркнуть важность сражения, но отнюдь не донести до нас историческую правду о численности сражавшихся. То же самое и с информацией о лучших воинах, встречаются записи что например пара рыцарей были способны победить даже 10 000 врагов. И это есть не только в западноевропейских документах. В наших летописях также указывается что 42 русских богатыря способны были долгое время противостоять всему монгольскому войску во время битвы на реке Калке

То же самое мы видим и в легенде о Евпатии Коловрате.

Безусловно, подготовленные и хорошо экипированные воины в средние века имели огромное преимущество, но когда речь идет о соотношении сил 1:100 и еще больше - вопросы возникают сами по себе.

"Фантастически преувеличенные цифры принимались за чистую монету и некритически повторялись в летописях" -  подчеркивает бельгийский медиевист и военный историк, проф. Ян Франс Вербрюгген. Нигде эта тенденция не проявляется так явно, как в описаниях войн и сражений.

Если провести статистические исследования, то мы увидим, что средневековые авторы, особенно писавшие в Высокое Средневековье (с XI по XIII вв.), т. е. в период крестовых походов и рыцарства, практически всегда приводили абсурдные цифры участников военных противостояний. Реальность при этом была искривлена в обе стороны. Нередки были случаи, когда численность войск преувеличивали, чтобы подчеркнуть масштаб предприятия и важность того или иного сражения. Однако бывало и так, что писатели наоборот занижали оценки, чтобы доказать, что у победителей было меньше шансов, но с Божьей помощью (и в силу правоты дела, которое они защищали) они одерживали заслуженную победу. Например хронист Бернар Клервоский утверждал, что один рыцарь-тамплиер способен победить в бою тысячу врагов. А два тамплиера могли победить даже десять тысяч!

Противоположной крайностью были сражения, подобные битве при Лас-Навас-де-Толоса на Пиренейском полуострове в 1212 г. Согласно мусульманским источникам, только на стороне воинов полумесяца в этом ключевом сражении, ставшем поворотным моментом в истории Реконкисты, приняли участие 600 000 солдат . И 599 400 из них погибли. Христиане называли почти столь же огромную численность противника: 200 000 конных воинов  и "неизмеримое множество" пехоты.

Подобные случаи можно упомянуть и из истории других стран и из войн, не имеющих ничего общего с крестовыми походами. Например, относительно знаменитого поражения поляков в битве с монголами при Легнице в 1241 г. некоторые авторы до сих пор говорят, что в нем погибло 30 000 человек.

Еще есть интересные записи английского монаха Ордерика Виталия, который писал, что  в битве при Антиохии в 1098 году могло принимать участие более 100 000 крестоносцев. И это при том, что можно подсчитать, что для вывода такой массы людей из города через существующие ворота потребовалось бы не менее девяти часов, а марширующая колонна войск должна будет составить аж 50 километров в длину!

К счастью, сейчас специалистов, готовых проявить здоровый скептицизм, становится все больше. Например, Бернард Ф. Рейли подсчитал, что в знаменитой битве против мусульман при Заллаке в 1086 году на стороне войск Реконкисты приняло участие не четверть миллиона рыцарей, а всего около 3250 воинов!

"Внимательное изучение английских архивов XIV века приводит нас к выводу, что армии английского короля редко превышали 10 000 солдат. В это число входят в общей сложности кавалерия и пехота", — пишет, Ян Франс Вербрюгген.

Почти все средневековые сражения требуют подобной проверки. В некоторой степени это было проведено с сражениями на Святой Земле. В  Первом крестовом походе. И вот реалистичное количество воинов:

Битва при Антиохии 1098 г. – ок. 700 рыцарей,

Битва при Рамле 1102 г. – ок. 200 рыцарей,

Битва при Хабе 1119 г. – ок. 700 рыцарей.

То же самое и со многими другими событиями. "Великая армия язычников" вторгшаяся в Англию под предводительством сыновей легендарного Рагнара Лодброка в реальности едва ли превышала 1000 человек. Норвежский конунг Харальд Прекрасноволосый собрал под своей рукой на самом деле всего около 300 человек. Это по тем временам для того региона была внушительная цифра, ибо его противники - мелкие норвежские конунги едва ли имели дружину больше 50 - 60 человек каждый. Дружина крупного скандинавского торгового города также не превышала в то время 50 - 100 человек.

В эпоху феодальной раздробленности на Руси удельный князь имел дружину всего в 100 - 200 человек. Князья, претендовавшие на великокняжеский престол, могли собрать 300 - 500 человек. В крупнейшей битве времен княжеских междоусобиц - Липицкой битве, состоявшейся 21 апреля 1216 года, участвовало не боле 12 000 человек. Естественно в битвах с обеих сторон могло принимать участи и ополчение, но как правило это происходило во время осад городов и цифры все равно остаются скромными.

После палеогеографического исследования места Куликовской битвы и критического анализа источников, многие реконструкторы (например тот же Клим Жуков) приходят к выводу, что в ней с каждой стороны участвовало не более 8000 человек и она имела характер конной сшибки, а классическое представление о ней как о сражении с большим количеством пеших воинов - совершенно неверно.

Сильно мифологизированной оказывается и другая битва, считающаяся ключевой в нашей истории:

Конечно, были и более зрелищные столкновения. Например Грюнвальдская битва или еще одно сражение, которое историки часто незаслуженно обходят стороной:

Но все равно эти сражения не такие, как хотелось бы писателем художественных книг или даже некоторым учебникам истории. Сотни тысяч солдат попросту не могли бы собраться на полях сражений. Им нечего было бы есть и нечем кормить своих коней. Да и мобилизационный потенциал Средневековья был для этого слишком скромен.