Одним из самых мифологизированных событий нашей истории конечно же является монголо-татарское нашествие. Причем мифологизировано оно абсолютно во всех аспектах. Начиная от того сколько и кем были эти захватчики и заканчивая тем, что некоторые считают, что на Русь напало разом аж 500 000 монголов, а другие, что этого нашествия не было вообще. Этой статьей я попробую внести некоторую ясность.
Надо сразу сказать, что само нашествие это однозначно установленный факт. Археологические раскопки убедительно показывают, что в 1237- 1240 годах на территории Руси было разорено или вовсе уничтожено одновременно большое количество крупных городов, что сопровождалось массовыми жертвами среди населения. У кого есть какие то сомнения, советую прочитать вот эту мою статью сначала.
Также надо понимать, что к началу похода монгольская империя была крупнейшим государством мира, как по территории, так и по населению. Так как к этому времени монголами были завоеваны и Китай и Хорезм. Именно западные территории Хорезма и стали плацдармом для начала похода. Монголы шли на Русь вовсе не из Монголии, преодолевая по пути многочисленные реки, леса и горы, как ошибочно многие полагают. Идти им было гораздо ближе и у них со времени битвы на реке Калке было более 10 лет, чтобы подготовиться к этому походу, в частности перебросить войска на Запад.
Первой жертвой на пути захватчиков стала Волжская Булгария в 1236 году. И только на следующий год, дождавшись зимы захватчики вторглись в русские земли. То есть у них было больше года, чтобы сосредоточится на границах Руси, подготовить вторжение, откормить лошадей и т.д. Захватчики явно никуда не торопились.
Перейдем же к главному вопросу статьи. Сколько было захватчиков и кем собственно они были?
Численность в 500 000 человек, как считал например Карамзин, естественно преувеличение. Причем сильное. Чуть позже такие известные историки как Оленин, Илловайский, Троицкий, Соловьев снизили эту цифру до 300 000 человек. Но основная проблема таких цифр была в том, что они главным образом опирались на летописные данные. Которые очевидно завышали число захватчиков. Но опять таки - насколько?
Другие историки изучавшие этот вопрос, например Вадим Викторович Каргалов, Эренджен Хара-Даван, Роман Петрович Храпачевский решили все таки более точно подсчитать возможные силы монголов. Основным принципом например был такой - каждый чингизид или крупный полководец командовал туменом (отряд до 10 000 человек) войска. Их имена известны - Батый, Субэдэй, Мунке, Бурундай, Кадан, Берке, Бучек, Байдар, Орда-Эджен, Шибан, Гуюк, Бури, Кюльхан. Итого, зная, что самому Батыю перед походом хан Угэдэй позволил набрать три тумена монгольского войска, получалось, что общая численность монголов составляла до 150 000. Но это опять таки при условии что все тумены были полностью укомплектованы. То есть при неполной комплектации и естественной убыли личного состава от болезней во время похода историки допускали, что численность могла быть и меньше, около 120 000 человек. Примерно такие же цифры получились суммированием данных из дошедших до нас восточных источников, ценнейшим из которых например являются записи Рашид ад Дина. С такой оценкой были согласны и многие зарубежные историки.
С более радикальным подходом к подсчету монголов подошел историк Веселовский, а также академик Греков. Они считали, что силы монголов не превышали 40 - 65 тысяч человек.
Считается, что во время западного похода в монгольском войске было много кипчаков и аланов. Но проблема этого мнения в том, что с этими народами монголы только совсем недавно закончили воевать. И навряд ли могло найтись большое количество лояльных воинов из них. Тем более что в некоторых источниках современников (Рубрук, Плано Карпини) указывается, что отдельные очаги сопротивления существовали даже уже после западного похода. Кипчаки по всей видимости начали преобладать в улусе Джучи с тех пор, когда монголы уже поселились на нижней Волге. На момент же вторжения главной ударной силой были именно монголы и составляли как минимум треть - половину всей армии. При этом надо понимать, что название "монголы" довольно условное. Это не те монголы что живут сейчас в Монголии. Это была довольно таки полиэтничная сборная солянка не только из монголоидных, но и из тюркских племен, обитавших тогда на территории современной Монголии. Они имели разную степень метисации и говорили на близких друг к другу наречиях.
Сколько же захватчиков вторглось именно на Русь? Следует вспомнить, что в 1237 году, часть армии Батыя была вынуждена воевать с еще не покорившимися Аланами на Северном Кавказе, а еще одна часть подавлять восстание в только что захваченной Волжской Булгарии. Также часть армии должна была оставаться в степи, дабы прикрывать поход, охранять оставшуюся там часть лошадей и обоза. Еще надо не забывать, что это был не просто поход, а переселение. Монголы впоследствии построили город Сарай и поселились на нижней Волге. Многие из них везли с собой свои семьи.
Тем не менее, если не считать собственно семьи, рабов, обозников и т.д., а также так называемый хашар - то есть толпу смертников из захваченных пленных, которых гнали на убой, например при осаде городов, заставляя их засыпать ров и строить примет, современные реконструкторы считают, что непосредственно на Русь вторглось около 40 000 монголов.
Но при том, что например Владимиро-Суздальское княжество могло собрать в то время максимум 5 - 6 тысяч профессиональных (именно профессиональных, а не ополчения) воинов, а сама русская земля как раз и была раздроблена на княжества, причем порой с еще меньшей воинской силой, этого было достаточно с лихвой.
Основным критерием при таком подсчете является то, что монголы могли пополнять свои припасы в основном только отнимая их у местного населения. А запасов этих явно было бы недостаточно даже для 100 000 человек. Кроме того, монгольская лошадь даже при ее неприхотливости должна потреблять около 7 кг. сена в день. В естественных условиях она обычно добывает траву из под снега. Но когда армия на марше - пастись она не может и надежда либо на обоз, либо на отъем сена у населения. А количество припасов, которые можно везти в обозе естественно ограничено.
Но! Если добавить к указываемому реконструкторами числу тех воинов, что находились в степи, а также тех, что подавляли восстания и учесть находившихся в обозах рабов, использовавшихся как обслуживающий персонал, инженеров метательных машин и т.д., как раз и получится ближе к 100 тысяч человек. А если же учесть и семьи, которые часть монголов везли с собой, то это число будет еще чуть больше.