Мало кто знает, но Алеша Попович не просто былинный богатырь из старых русских сказаний, а вполне реальный исторический персонаж, совершивший героический подвиг.
В 1222 году передовой разведывательный отряд монголов, отправленный Чингисханом, под командованием монгольских полководцев Субэдэя и Джэбэ вторгся в половецкие степи, легко разбив половецких разрозненных князей. Часть половцев просто ушла на запад, а остальные под предводительством хана Котяна Сутоевича с богатыми дарами прибыли в начале 1223 года к Киеву, прося помощи у киевского князя Мстислава Романовича. Также, хан Котян попросил помощи у своего зятя, галицкого князя Мстислава Мстиславовича - Мстислава Удатного, прозванного так за большой опыт победоносных сражений.
Половцам решено было помочь, в походе приняли участие почти все южные княжества, князь же Залесской Руси - Юрий Всеволодович Владимирский поначалу отказался участвовать в походе. У русских войск, не смотря на многочисленность, не было единоначалия. По сути, войско разбилось на четыре основных отряда - Мстислава Киевского, Мстислава Удатного и Мстислава Святославича Черниговского - тоже одного из старейших князей, пользовавшегося как и первые два князя большим авторитетом. К ним примкнули более мелкие князья, каждый к тому, кого считал более авторитетным. Половцы под командованием воеводы Яруна шли отдельным четвертым отрядом.
Силы монголов насчитывали 40 000 человек (четыре тумена). Один под командованием Джэбэ, один под командованием Субэдэя, 10 000 разноплеменных воинов, примкнувших к монголам по пути и еще один тумен монгольского воеводы Тохучара, посланный Чингисханом позднее и прибывший незадолго до основного сражения (о его наличии у монголов русские князья и половцы не знали).
Общее командование осуществлял Субэдэй, тумен Джэбэ был послан на разведку к Киеву. Монголы знали о междуусобицах русских князей и рассчитывали легко взять Киев, а золотой шлем Мстислава Удатного или его самого, если получится взять живым, привезти в подарок Чингисхану.
Объединение русских князей, да к тому же и с половцами, стало для них неожиданностью. Численность русского войска вместе с половцами была больше, чем силы, которыми располагали монголы. Они решили вбить клин между половцами и русичами и отправили к русским князьям посольство со словами, как дословно гласит летопись:
"Се слышимъ оже идете противу насъ, послушавше Половьць; а мы вашеи земли не заяхомъ, ни городъ вашихъ, ни селъ вашихъ, ни на васъ придохомъ, нъ придохомъ богомь пущени на холопы и на конюси свое на поганыя Половче; а вы възмите с нами миръ; аже выбежать къ вамъ, а биите ихъ оттолЂ, а товары емлите к собе: занеже слышахомъ, яко и вамъ много зла створиша; того же дЂля и мы биемъ"
Однако русские князья не поддались на уловку и выдали монгольских послов половцам, которые их зарезали. После чего объединенное войско начало переправляться через Днепр. Монголы послали следующее посольство со словами
"Вы послушали половцев и перебили послов наших; теперь идёте на нас, ну так идите; мы вас не трогали: над всеми нами Бог"
Этих послов русичи не тронули и отпустили обратно. Сразу после переправы произошло первое столкновение русских с монголами, под командованием Джэбэ. Монголы проиграли, был убит их известный воин - тысячник Ганибек. Джэбэ понял, что в прямом столкновении он уступит превосходящим силам русичей и начал отступать в степь. Монголы ждали, что русское войско растянется по степи и его можно будет разбить по частям. Летописец Ибн аль-Асир так описал то, что происходило дальше
"Возгорелось в урусах и кипчаках желание разбить татар: они думали, что те отступили из страха и по слабости, не желая сражаться с ними, и поэтому стремительно преследовали татар. Татары все отступали, а те гнались по следам 12 дней."
При подходе к реке Калке сказалось отсутствие единоначалия у объединенного войска. Князь Мстислав Киевский разумно считал, что после длительного перехода войску нужно отдохнуть и стал строить укрепленный лагерь. Князь Мстислав Удатный считал, что раз монголы отступают можно захватить их лагерь, который был на другом берегу реки. Возможно тут сказалось желание его разграбить и вернутся с богатыми трофеями. В итоге, пока киевский князь строил лагерь, Мстислав Удатный, а также половцы переправились на другой берег. Видя это, отставшее войско Черниговского князя тоже начало переправляться. Это был тот самый момент, которого ждали монголы. Свежее войско Субэдэя, которое стояло наготове, ударило по половцам, которые сразу отступили перед превосходящим противником, сломав при этом ряды дружины Мстислава Удатного. Войско Черниговского князя еще не переправилось и не могло ему помочь. В итоге Мстислав Удатный также отступил. Вслед за ним отступил и Мстислав Черниговский, понеся наибольшие потери. Тут сказалось то, что в отличие от монголов, ведших кочевой образ жизни, чьи кони были более выносливыми, кони русичей были больше утомлены длительным переходом по степи.
Мстислав Киевский, видя бегство половцев и отступление Мстислава Удатного, решил обороняться в своем лагере вместе еще с одиннадцатью князьями бывшими с ним. Поначалу монголы рассчитывали взять лагерь силами тумена из примкнувших к ним разноплеменных воинов, не желая терять свои отборные войска. Но это им не удалось. Не удалось взять лагерь приступом и монгольским воинам. Лагерь оборонялся три дня, у осажденных на исходе была вода. Видя, что потери велики, монголы пошли на хитрость - пообещали не проливать крови, если русичи выйдут из лагеря. Простых воинов обещали отпустить, а князей отпустить позже за выкуп. Это оказалось обманом, едва русичи вышли из лагеря, монголы отделив князей (князья все потом погибли в монгольском лагере страшной смертью), напали на всех остальных. И были бы истреблены полностью или угнаны в плен русские воины, также как и все отставшие от ранее отступивших отрядов Мстислава Удатного и Мстислава Черниговского, но тут вдруг к русичам пришла подмога - неожиданно появившееся новое русское войско ударило в тыл монголам, избивавшим ослабевших от ран и потерявших своих князей русичей. Откуда же взялась подмога? Кто спас множество русских жизней?
В 1223 году, зимой в Ростове состоялся сход и совещание дружинников, служивших у разных князей. Все были недовольны тем, что - дословно:
"на Руси великое неустроение, князья друг с другом режутся на радость половцам, ляхам и другим иноземцам и гонят дружинников и своих мужиков избивать друг друга".
Последней каплей была разумеется недавняя братоубийственная Липицкая битва. Также все были недовольны тем, что прошел слух, будто бы князь Владимирский Юрий не собирается помогать южным князьям против монголов, если те пойдут на Русь. Дружинники, как гласит летопись, "положили ряд" - т.е. поклялись не участвовать в княжьих междуусобицах, т.к. рано или поздно им придется пойти против друг друга, но оказать помощь в отражении внешних врагов.
Одним из основных лидеров дружинников как раз и был Алеша Попович. В летописях он часто упоминается под именем Александр, но поскольку Александр и Алексей имеют общий корень, его имя и перекочевало в былины и сказания как Алеша (иногда пишут с буквой О). Ранее он служил князю Всеволоду Большое Гнездо, а потом его сыну Константину, брат которого Юрий пытался сместить его с княжения. В поединках Алеша сразил много лучших воинов Юрия, в том числе известного богатыря Юряту и боярина Ратибора. Алеша руководил обороной Ростова, был одним из воевод войска князя Константина в битве на реке Ить и у села Угодичи, отражая вторжение рати князя Юрия. Участвовал он и в известной Липицкой битве 1216 года - одной из самых жестоких и кровавых междоусобных битв в русской истории. После смерти Константина, пользуясь древним правом бояр (по роду он был ростовским боярином) вместе со своими людьми отъехать к другому князю и справедливо считая Юрия виновным в междуусобицах с братом, не желая больше участвовать в братоубийственных войнах, он был одним из тех кто созвал сход. Согласно летописям, дружинники удалились из Ростова в место у Гремячего ключа на реке Гзе, восстановив опустевшую крепость Мстиславль. Валы и часть рва этой крепости до сих пор сохранились и хорошо видны со спутника:
Я лично посетил это место и оно производит впечатление. Хотя площадь крепости довольно небольшая, сохранившийся ров такой значительной ширины, а крепостной вал даже сейчас такой высокий (а ведь на нем стояли когда то еще и бревенчатые стены), что крепость была почти неприступной.
Подробнее про нашу поездку в это место:
Поскольку дружинники поклялись не примыкать ни к какому князю, если он идет войной на другое русское княжество, но участвовать в обороне страны от внешних врагов - они и откликнулись на призыв Киевского князя Мстислава.
К сбору в Киеве войско северных витязей не успело. Но ушедшее войско было легко найти и догнать, т.к. оно двигалось вдоль так называемого Залозного пути - по нему приходили с востока караваны в Киев. Узнав об уходе объединенного войска русских князей из Киева, дружинники поспешили ему наперерез малоезжими дорогами, но подоспели только в последний момент битвы. И, как гласит Ипатьевская летопись:
«И хоть были богатыри в малом числе, но сила и ярость их были таковы, что сей небольшой отряд насквозь проходил через полки татарские, губя врагов во множестве, и затрепетали татары, и подались они вспять перед горстью храбрецов, усмотрев в них не живых людей, а неуязвимых демонов…».
Северные богатыри почти все погибли в схватке с монголами, но дали возможность многим отступающим русским воинам оторваться и переправиться через Днепр.
Вместе с Алешей Поповичем погибли - его верный оруженосец Тороп, рязанский богатырь Добрыня (Тимоня) Золотой Пояс, молодой помощник Алеши - Еким Иванович, а также много других суздальских, муромских, рязанских, пронских и иных храбрых северных витязей. Из Тверской летописи:
«Убиша же на том бою: и Александра Поповичя, и слугу его Торопа, и Добрыню Рязаничя Златаго Пояса, и седмьдесят великих и храбрых богатырей..... С той поры перевелись богатыри на Руси»
Их подвиг ныне незаслуженно забыт и почти нигде не упоминается, хотя он имел огромное значение.
Очень много ратников спаслись благодаря самопожертвованию русских северных богатырей. Неожиданный их удар нанес монголам огромные потери. Хоть и выиграв битву, монголы отказались от планов взять Киев, а узнав что Юрий Владимирский хоть поздно, но все таки послал потом на юг войско, которое было уже на подходе к Чернигову, решили вообще уйти на восток. Их потери были настолько существенны, что при попытке напасть на Волжскую Булгарию они понесли сокрушительное поражение. Согласно летописям, назад из похода вернулось всего четыре тысячи монголов, вместо ушедших с Субэдэем, Джэбэ и Тохучаром тридцати тысяч. Как пишет Ибн аль-Асир:
"они направились в Булгар в конце 620 (1223) года. Когда жители Булгара услышали о приближении их к ним, они в нескольких местах устроили им засады, выступили против них (монголов), встретились с ними и, заманив их до тех пор, пока они зашли за место засад, напали на них с тыла, так что они (монголы) остались в середине; поял их меч со всех сторон, перебито их множество и уцелели из них только немногие. Говорят, что их было до 4000 человек. Отправились они (оттуда) в Саксин, возвращаясь к своему царю Чингизхану, и освободилась от них земля Кипчаков; кто из них спасся, тот вернулся в свою землю."
Благодаря самопожертвованию героев, монгольское нашествие на Русь в этот раз так и не состоялось, как не состоялось оно и вообще при жизни Чингисхана. Монголы вернулись лишь через пятнадцать лет под командованием хана Батыя.
Сейчас имя Алеши Поповича сильно мифологизировано. За прошедшие столетия было сочинено много сказаний и былин. Но и о настоящем его подвиге тоже необходимо помнить.
Читайте также мою статью про Добрыню Никитича:
где я подробнее остановился на участии его и Алеши в Липицкой битве и еще раскрыты некоторые подробности о которых в этой статье упомянуто только вскользь дабы не удлинять текст.