Найти в Дзене

Больверки Л.Ф. Магницкого

После смутного времени, когда выгорел весь Тверской кремль, военачальник Д.П. По­жарский-Лопата в 1618—19 го­дах укрепил кремль.
Как он сам доносил, «го­род укрепил, башни новые и тайник, и трубу из города, и мосты, и решетки в воротах поделал, и колодезь в городе выкопал»!
На какое-то время угроза с севера для государства Рос­сийского слабеет, и Тверской кремль постепенно превраща­ется из военного сооружения в резиденцию тверских архие­пископов. Ветшают деревян­ные стены, оплывают валы, за­растает ров. В 1685 году со стороны Тьмаки 97 саженей стены вообще не было, а 56 были ветхими.
Но вот в 1707 году Карл XII начал готовиться к вторжению в Россию. Петр I спешно укреп­ляет северо-западные города и столицу, В Тверь посылается уроженец города Осташкова, «первый российский арифме­тик и геометр» Леонтий Фи­липпович Магницкий. Он пра­вит валы, чистит ров, сносит гнилые стены и башни и воз­водит больверки — деревян­но-земляные возвышения под орудия, выдвинутые вперед на изломах вала.
Работы велись три месяца, работали без малого 4,5 тыся­чи человек.
В Центральном государ­ственном военно-историческом архиве хранится копия плана 1712—14 гг. (датировка И.И. Соколова) под названием «Фа­сад города Твери».
На плане обозначены восста­новленные проездные башни, показаны больверки, четко видны форма и места их соо­ружения. Кроме того, мне до­велось видеть остатки больверков в Псковской области. Эти данные и сведения по фор­тификации были положены мною в основу реконструкции.
Больверки находились у ны­нешних тьмацких мостов, иду­щих к улицам Брагина и Бебе­ля, позади Дома офицеров, в устье Тьмаки и при оконча­нии рва в горсаду.

Изображенный больверк на­ходился напротив нынешнего цирка.
Изображенный больверк на­ходился напротив нынешнего цирка.