Доброго времени суток, уважаемые подписчики и гости моего канала!
Как вы уже, наверно, заметили, я вернулся к работе над моим ресурсом, теперь уже, надеюсь, надолго, точнее, навсегда. Во многом, моему решению поспособствовал опыт, полученный во время работы в одном из филиалов российской школы музыки Music Club. За последние несколько лет мне довелось посетить множество семинаров, мастер-классов и групповых занятий, пообщаться с топовыми музыкантами, поучаствовать в многочисленных концертах и джем-сэйшнах с участием топовых музыкантов. Я изучил типичные пожелания и потребности современных учеников и молодых музыкантов, а также получил представление об основных трудностях, с которыми сталкиваются как начинающие, так и продвинутые гитаристы. Это навело меня на некоторые интересные мысли касаемо обучения игре на гитаре.
В современном, постоянно меняющемся мире особую важность приобретает умение преподнести материал таким образом, чтобы заинтересовать ученика и сделать процесс обучения легким, интересным, увлекательным и, следовательно, эффективным. Ведь не для кого не секрет, что мотивация - один из главных двигателей процесса обучения. Чем приятнее этот процесс для ученика (да и для педагога тоже!), тем легче и быстрее усваивается материал.
Итак, в чем же преимущество предлагаемой стратегии? Давайте по порядку.
1. Отсутствие зубрежки
Многие пытаются запомнить разные аккорды в разных позициях путем заучивания, в частности запоминания их обозначений и графических схем в разных позициях тональностях, не вникая в их суть. На это уходит огромное количество времени и усилий. Чаще всего это заканчивается усталостью, утратой веры в собственные силы и способности, в результате чего ученик останавливается уже в самом начале пути. Не нужно это делать! Это примерно то же самое, что пытаться научиться ремонтировать двигатели автомобиля по книжкам, без практических занятий, не имея возможности работать непосредственно с двигателем.
На самом деле, гораздо проще и эффективнее усвоить принципы, по которым аккорды строятся. В частности, нужно усвоить, что аккорды строятся на ступенях гамм. Например, мажорное тоническое трезвучие состоит из 1-й, 3-й и 5-й ступеней мажорной гаммы, отстоящих друг от друга на терцию. Если к трезвучию добавить 7-ю ступень звукоряда, получается септаккорд. Также важно понять, что на разных ступенях гамм получаются разные аккорды - мажорные, минорные, уменьшенные, увеличенные, в зависимости от вида гаммы.
2. Алгоритмический подход
Если вы уже немного знакомы с грифом гитары, скорее всего, вы уже заметили, что аккорды строятся по определенным схемам, которые повторяются на разных участках грифа. К примеру, если вы выучили аккорд или гамму с тоникой в одной тональности, вы можете сыграть ее в другой тональности, просто передвинув ее на другой участок грифа, при этом аппликатура останется неизменной. Точно также можно транспонировать практически любое соло или гармоническую последовательность.
Хорошим примером такого алгоритмического подхода является система аппликатур "CAGED", которую мы уже рассмотрели в двух предыдущих публикациях (Часть 1 и Часть 2). Она позволяет построить строго организованную цепочку из пяти различных аппликатур одного и того же аккорда на основе базовых аккордов, построенных в открытых позициях, а также научиться быстро находить главные ступени звукоряда на грифе гитары и строить от них аккорды.
Изучение гамм также предполагает усвоение алгоритмов. К примеру, лад, то есть система взаимоотношений между ступенями звукоряда, образуется благодаря определенному соотношению тонов и полутонов в звукоряде. Почему мажорная гамма звучит так, как она звучит, а не иначе? Потому что она строится по заданному алгоритму - "2-тона-полутон-3-тона-полутон." Натуральная минорная гамма строится по иному алгоритму, а именно "тон-полутон-2-тона-полутон-2-тона," поэтому ее звучание отличается от звучания мажорной гаммы.
Таким образом, для того, чтобы успешно усваивать многочисленные аккорды, вовсе необязательно заучивать все формы подряд. Достаточно выучить несколько алгоритмов и принципов, по которым они строятся, а также усвоить некоторые закономерности расположения нот на грифе гитары. Знание этих принципов и алгоритмов позволяет ученикам самостоятельно строить аккорды и помогает запомнить большое количество аккордовых схем в кратчайшие сроки.
Как выстроить процесс обучения?
Исходя из вышесказанного, для эффективного обучения можно выделить несколько важных элементов и этапов:
- Параллельное изучение гамм, интервалов, нотной грамоты, табулатур и схем расположения ступеней гамм на грифе гитары.
- Построение трезвучий и септаккордов на ступенях гамм, изучение их аппликатур на основе системы "CAGED" в различных тональностях.
- Обыгрывание гамм трезвучиями и септаккордами, построенными на их ступенях и изучение их функций.
- Изучение и построение гармонических последовательностей с использованием аккордов, построенных на ступенях гамм, их исполнение в различных тональностях.
- Разбор и исполнение композиций, выбранных учеником, анализ используемых в них гармонических и мелодических решений.
Все эти вопросы будут подробно рассматриваться в публикациях моего канала по мере их написания:
Быстрый способ освоения аккордов на гитаре. Система "CAGED". Часть 1
Быстрый способ освоения аккордов на гитаре. Система "CAGED". Часть 2
Транспонирование цепочки CAGED в другие тональности. Часть 3
Регулярные занятия, следование стратегии обучения как со стороны ученика, так и со стороны педагога, обеспечивают последовательное усвоение базовых принципов теории музыки и гармонии, которые обязан знать каждый уважающий себя музыкант. Это позволит в кратчайшие сроки научиться слышать различные ступени звукорядов, определять на слух тональность произведений и взаимоотношения между аккордами, разучивать и играть произведения на слух и по нотам.