- Мам, а почему в кадетку поступил я, а поздравляют все тебя? - спросил меня Вова, когда мы выходили из школы, где он проучился 6 лет.
Побоялась я ему сразу тогда сказать, что его ждет. Чтоб не отпугнуть. Он только результат пока видел. Сейчас у него только начало пути. Он даже ещё не кадет, а воспитанник. Кадетами становятся, когда клятву датут. Поэтому видел, как говорится, только начало и конец. А что там в середине?..
Могу только сравнительный анализ провести - что было и что стало.
Что было у Вовы:
Со школы пришёл, портфель запульнул подальше. Школьную форму снял, на пол кинул. Сам бух на кровать и в телефончик уткнулся. Захотел в любой момент, подошёл к холодильнику, перекусил. Надоело дома сидеть, пошёл с друзьями гулять.
Что было у меня:
Подходя к дому после работы меня начинало трясти от одной только мысли, что сейчас надо Вову заставить делать уроки.
- Вова, ты уроки сделал? - каждый вечер начиналось наше общение.
- Нет, мам. Щас сделаю.
- Хорошо через полчаса проверю, что ты уже сделал. Нужна будет помощь, обращайся.
Через полчаса:
- Вова, ты почему до сих пор ничего не сделал?
Далее следовали разные варианты:
- Ничего не задали.
- Потерял тетрадь, ручку, портфель, совесть...
- Всё равно двойка стоит. Уже ничего не исправишь.
- Живот болит, голова, рука, нога...
-Дневник не работает и я не знаю, что задали.
- Я ничего не понимаю.
- Уже девять вечера и я устал, спать хочу.
- Всё равно не спросят. Это же устный предмет...
Помню я, как однажды, бегала за ним по дому с ремнем с раскрасневшимся, перекошенным лицом (это я себя в зеркале увидела, пробегая мимо). Вова оказался проворней меня. С лёгкостью уходил от погони. Пока не заперся от меня в туалете.
- Выходи, - орала я на весь дом, - сейчас лупешить тебя буду как сидорову козу! Опять двоек нахватал!
- Не выйду. Я еще слишком молод. Я жить хочу! - кричал он мне в ответ.
- Щас отец придёт. Он с тобой разберется.
- Выйду сейчас. Отцу только ничего не говори.
Отец у Вовы авторитет. Боится его расстраивать.
Что стало у Вовы:
Жизнь по режиму. Ни минуты свободного времени. Постель надо застилать, форму аккуратно вешать, самому стирать, что-то пришивать, убирать комнату. Никакого телефона, вкусняшек. На стуле посидеть - за счастье считается. Первое время уставал от такого режима, от физической нагрузки.
Спрашиваю его по телефону:
- Ночью то болтаете?
- Какой там! Только голову кладу на подушку, сразу в сон проваливаюсь. Подъем - то в 6.20.
- Уроки делаешь?
- Стараюсь, мам. Необычно как то. На сампо (это самоподготовка) полтора часа дают. Я ж никогда за такой отрезок времени уроки не делал. Не успеваю пока. Двоек уже нахватал.
- За двойки могут и отчислить.
- Знаю, мам. Стараюсь как могу. Не вмешивайся, пожалуйста.
- Ну, ну...
- Когда у вас клятва будет?
- В конце первой четверти.
- Почему только в конце?
- Ну, как же?! Раньше то нельзя. Вдруг через месяц поймешь, что это не твоё, а клятву уже дал.
- Что ж, мУдро.
Что стало у меня:
Привезла сына в кадетский корпус. Поцеловала, перекрестила на прощанье. И уехала домой.
Уроки я сейчас, конечно, с ним не делаю. Но переживания никуда не делись. Каждый вечер жду от сына звонка. Им в день на полчаса выдают телефон, чтоб родным могли позвонить. Иногда их наказывают за нарушение дисциплины и телефоны не дают. Вот и сижу каждый вечер в раздумьях: позвонит - не позвонит.
Есть здесь ещё и третья сторона наших отношений. Это учителя, воспитатели, командиры, медработники кадетского корпуса. Вот уж кому я сейчас не завидую. Но это отдельная история...