Всё разбито... все чашечки... блюдечки... жизнь... человеческая. Жизнь разбита, а плакать некому. Мир... Вселенная... Человечество... Гроб... и два человека за гробом, вот и все человечество.
Некоторые из моих знакомых критикуют меня, что я в своих отзывах перехваливаю театральные постановки и пишу чересчур потетические статьи. Конечно, у всех людей есть право на свое мнение. Я пишу так, как подсказывает мне моя душа, и вообще стараюсь ходить только на те спектакли, которые заведомо мне могут понравиться (для это проводится большая работа; мне должен нравиться изначальный материал: пьеса, роман, повесть, автор; я хочу видеть любимых актёров в любимом театре).
Но бывают и провалы. Премьеру этого сезона - спектакль "Самоубийца" в одном из моих любимых театров - МХТ имени Чехова - я естественно пропустить не могла. Да и пьеса гонимого в свое время и подзабытого Николая Эрдмана подстегнула и сподвигла на посещение. Прочитала я ее мгновенно. Пьеса блестящая и довольно остроумно написанная для своего времени (1928 год). Присутствует и бытовой юмор, и политическая сатира. Но была запрещена к постановке на сцене (в спектакле даже упоминается переписка самого Станиславского со Сталиным, в которой театральный гений просит вождя прочитать пьесу и разрешить к воплощению на театральной сцене, но безуспешно). Лично я слышала о Николае Эрдмане как о соавторе сценария к фильму Григория Александрова "Веселые ребята" (последующая за этим опала не заставила себя долго ждать). Среди известных пьес: "Мандат" и "Самоубийца". И вот в этом году Константин Хабенский вместе с режиссёром из Санкт-Петербурга Николаем Рощиным решили дать пьесе новую жизнь на сцене МХТ имени Чехова. Станиславскому это не удалось. Надолго ли задержится она в репертуаре Художественного театра? Время покажет. А вообще каждый спектакль находит своего зрителя. На вкус и цвет образца-то нет, как говорил классик.
Очень боялась отрицательного впечатления. И не зря. Спектакль в целом не зацепил, к сожалению. Вспоминала шедшую несколько лет назад в МХТ имени Чехова постановку "Заговор чувств", поставленную по пьесе Юрия Олеши. Даже прекрасные и необычные декорации и игра таких мэтров театра, как Михаил Пореченков и Авангард Леонтьев, не спасли спектакль от полного провала. Скучно, неактуально, неинтересно. Просто не за что зацепиться. Где-то через год он благополучно ушёл из репертуара. Ну, забыты у зрителей-театралов такие имена, как Олеша и Эрдман. Зачем их вытаскивать и пытаться воскресить? А если ты берёшься, надо делать что-то грандиозное, чем-то привлекать современного зрителя.
Вот пьесы, романы и повести Михаила Булгакова не нуждаются в рекламе и воскрешении. Они бессмертны. До сих пор нахожусь под впечатлением от спектаклей "Собачье сердце" в МТЮЗе, "Мастер и Маргарита" в Театре Наций, "Зойкина квартира" в Театре имени Пушкина и "Бег" в Театре Вахтангова.
Ещё раз убедилась, что спектакли, поставленные по сатирическим пьесам, написанным в 20-30-е годы прошлого века, меня никак не затрагивают, не будоражат, и уж тем более не восхищают. Кто-то пишет, что тогдашние темы и сатира актуальны и сейчас. Ничего подобного. Неинтересны! Был один маленький момент в постановке, который с точки зрения сатиры затронул сегодняшний день, но о нем нынче следует умолчать.
Причем вины актёров театра в слабости постановки, конечно же, нет. Практически все были на высоте и НАВЕРНО УДАЧНО воплотили замысел режиссёра.
В постановке принимает участие основной костяк МХТ имени Чехова, начиная с Игоря Золотовицкого, Александра Семчева, Павла Ващилина, Янины Колесниченко, Юлии Чебаковой и заканчивая молодыми актерами: Ильей Козыревым, Мухтар-Али Мурзиным, Арсентием Журидом, Владиславой Сухоруковой.
Главную роль Семена Семёновича Подсекальникова играет артист Иван Волков, давно сотрудничающий с Николаем Рощиным. В этом году Иван вошёл в труппу МХТ имени Чехова, и пока у него это единственная роль в театре. Его супругу Марию Лукьяновну воплощает Юлия Чебакова.
Декорации в спектакле в серо-чёрных тонах, выполнены сплошь из дерева. Кто-то даже увидел, что квартира семьи Подсекальниковых похожа на гроб. И ничего хорошего из жизни в таком "помещении" не может получиться. Герои заведомо обречены на несчастья.
Начинается спектакль с анекдота, с ливерной колбасы, которую муж захотел вкусить посреди ночи. Бедняга нигде не работает, а кушать-то хочется. А ещё герой с большим самомнением и гонором. Потом сюжет так лихо закручивается и уносится по спирали в самые небеса в прямом смысле этого слова. Один что-то не так сказал, другой не то подумал, заработал испорченный телефон и ... понеслась.
И вот уже вся общественность подталкивает индивида к ... самоубийству. И не просто требует уйти из жизни, а уйти ради Великой цели, ради масс, на благо всего общества.
Стреляйтесь себе на здоровье. Но стреляйтесь, пожалуйста, как общественник. Не забудьте, что вы не один, гражданин Подсекальников. Посмотрите вокруг. Посмотрите на нашу интеллигенцию. Что вы видите? Очень многое. Что вы слышите? Ничего. Почему же вы ничего не слышите? Потому что она молчит. Почему же она молчит? Потому что ее заставляют молчать. А вот мертвого не заставишь молчать, гражданин Подсекальников. Если мертвый заговорит. В настоящее время, гражданин Подсекальников, то, что может подумать живой, может высказать только мертвый. Я пришел к вам, как к мертвому, гражданин Подсекальников. Я пришел к вам от имени русской интеллигенции.
Вы застрелитесь, как герой. Выстрел ваш — он раздастся на всю Россию. Он разбудит уснувшую совесть страны. Он послужит сигналом для нашей общественности. Имя ваше прольется из уст в уста. Ваша смерть станет лучшею темой для диспутов. Ваш портрет поместят на страницах газет, и вы станете лозунгом, гражданин Подсекальников.
Очень разочаровало, какими увидел режиссёр образы жены и тещи главного героя. Уж больно демоническими (кто-то скажет гротескными) выглядели они с распущенными как у ведьм волосами. Причем в пьесе мне эти две женщины совсем не показались отрицательными героинями. Я не увидела, что они как-то гнобили главного героя. Даже теща называет ласково зятя Сенечкой. И ливерной колбасы (из-за которой и начался весь сыр-бор) жена не пожалела и принесла ночью любимому мужу. "Пусть уж нынче полакомится."
Вся поза главного героя - это манипуляция женой и тещей: "Жалейте меня все! Ведь я такой несчастный, такой ленивый, такой мягкотелый и работать совсем не хочу. Вот возьму и застрелюсь!". Очень не люблю инфантильных мужчин.
Как всегда порадовал мэтр Игорь Золотовицкий. Умеет он с нужной интонацией и юмором обыграть свою роль. Понравился Егорушка Павла Ващилина и эротичная Маргарита Ивановна Ксении Тепловой.
Удачная находка режиссера - эпизод с глухонемым молодым человеком, которого сыграл Илья Козырев и вынос тела в фойе театра с надгробными речами (зрители наблюдали за этим с большого экрана над сценой). Зал просто покатывался от смеха, даже я улыбнулась.
Раньше люди имели идею и хотели за нее умирать. В настоящее время люди, которые хотят умирать, не имеют идеи, а люди, которые имеют идею, не хотят умирать. С этим надо бороться. Теперь больше, чем когда бы то ни было, нам нужны идеологические покойники.
А вот сцена банкета в ресторане, куда Семена Семёновича пригласила общественность перед смертью, мне не понравилась. В пьесе она представлена с большим юмором. Столько остроумных высказываний осталось за кадром. Очень жаль!
Помните, что интеллигенция соль нации и, если ее не станет, вам нечем будет посолить кашу, которую вы заварили.
Очень понравились стихи положенные на музыку и исполненные в стиле Александра Вертинского (слова Николая Эрдмана):
Что хочешь пей, как хочешь сквернословь,
Он заплатил за всех назначенную цену.
Вся жизнь его была похожа на любовь,
А наша жизнь теперь похожа на измену.
Как было радостно, как было хорошо
Лежать в траве и лазить по сугробам.
Но с этих пор, куда бы я ни шел,
Мне кажется, что я иду за гробом.
Где нет пути — там смерть прекрасный путь.
Бывают дни, когда он виден многим.
Но сколько тысяч вздумало свернуть
С своей единственной и правильной дороги.
Он не свернул, тому порукой кровь.
Он заплатил за всех назначенную цену.
Вся жизнь его была похожа на любовь,
А наша жизнь похожа на измену.
А в это время на экране мы видим как главный герой с гробом на спине блуждает по городу и, обходя все местные достопримечательности, ищет место, где бы ему приткнуться.
Слава Богу, что финал у пьесы и спектакля счастливый. Герой понял, что нельзя лишать себя жизни для удовольствия кого бы то ни было. И вообще лишать себя жизни. И пусть они катятся ко всем че...
И гори оно всё огнём!
Мы только ходим друг к другу в гости и говорим, что нам трудно жить. Потому что нам легче жить, если мы говорим, что нам трудно жить. Ради бога, не отнимайте у нас последнего средства к существованию, разрешите нам говорить, что нам трудно жить. Ну хотя бы вот так, шепотом: "Нам трудно жить". Товарищи, я прошу вас от имени миллиона людей: дайте нам право на шепот. Вы за стройкою даже его не услышите. Уверяю вас. Мы всю жизнь свою шепотом проживем.
Спасибо за внимание!
Предлагаю вам посмотреть видео с поклонами с этого спектакля
P.S. Мои впечатления о других спектаклях уже доступны по ссылкам:
Любовь МОЖЕТ победить смерть! О спектакле "Ромео и Джульетта. Вариации и комментарии" в МТЮЗе
Эротический маскарад с широко закрытыми глазами: о спектакле в МХТ имени Чехова
Художник с револьвером в кобуре: о спектакле "Новая оптимистическая" в МХТ имени Чехова
Кровавая расправа: о спектакле Петра Шерешевского "Мария Стюарт" в МТЮЗе