Найти тему
Книжный класс

Ситец красный: лучше нету того цвету

Барановские ситцы. Фото Максима Денисова с сайта Mos.ru
Барановские ситцы. Фото Максима Денисова с сайта Mos.ru

История ситцепечатания пусть и не так универсальна, как история книгопечатания, зато имеет свою особую значимость и яркость, а также своих исследователей, которые ни в эрудиции, ни в увлеченности не уступят никому другому. Монография-альбом «Ситцы красные цветастые» Наталии Ивановны Ковалевой, завотделом народного искусства Русского музея, доказывает это наглядно, убедительно, а для многих просто захватывающе. Особенность издания в том, что его содержание – это сплав истории промышленности и искусства, традиций потребительского спроса и новизны художественного вкуса, а также удивительных и ярких подробностей древнего и вечно юного человеческого занятия – ткачества.

Автор книги - Наталия Ивановна  Ковалева. Фото с сайта издательства "Бослен"(https://boslen.ru/)
Автор книги - Наталия Ивановна Ковалева. Фото с сайта издательства "Бослен"(https://boslen.ru/)

Главная тема работы, согласно названию, – красные ситцы, точнее краснофонные, расцвеченные узорами по красному фону. Ситец – легкая ткань простого поперечного переплетения хлопковой нити. Может быть гладкокрашеной, но гораздо чаще востребована с рисунком, как повелось еще со второй половины XVIII века – времен европейской колонизации стран Азии и торговли колониальными товарами. С тех пор продукт индийских ткачей-ремесленников претерпел многие изменения благодаря машинному производству и открытиям в разных областях, особенно химии: ведь в высококачественной обработке пряжи и окрашивании именно химические ингредиенты играют главную роль.

Фото из книги "Ситцы красные, цветастые". Издательство "Бослен".
Фото из книги "Ситцы красные, цветастые". Издательство "Бослен".

Когда натуральные красители – такие, как кошениль, сафлор, сандал, кверцитрон и другие – уступили место синтетическим, на основе анилина, тогда практичная, здоровая и нарядная ситцевая роскошь стала доступна миллионным потребителям. Так было в Англии, Германии, Франции и других странах, так было и в России. Модный импортный предмет, попав на российскую почву, быстро переродился в свой, родной продукт, стал частью национальной культуры на основе развития широкого отечественного производства и сохранения традиционных вкусовых предпочтений.

Фото из книги "Ситцы красные, цветастые". Издательство "Бослен".
Фото из книги "Ситцы красные, цветастые". Издательство "Бослен".

Во второй половине XIX века началось постепенное повсеместное замещение фабричными ситцами тканей ручного изготовления, изменение кроя и общего художественного облика народного костюма. Под разными названиями: красноземельные, кумачовые, пунцовые и т.д. – материи «пошли в народ», умножая число производителей, прославляя их продукцию и формируя новые фасоны на основе привычных норм. В это время слово «красный» снова стало синонимом слова «красивый», как когда-то в древности – и вполне заслуженно.

Фото из книги "Ситцы красные, цветастые". Издательство "Бослен".
Фото из книги "Ситцы красные, цветастые". Издательство "Бослен".

Не будем доказывать данное утверждение словами: в книге есть богатейшие иллюстрации. Их обилие и качество – это просто какая-то праздничная феерия главного цвета всех времен и народов: образцы рисунков и орнаментов платков и мерных тканей создают необычайный позитив настроения и восхищают искусными находками. А текст насыщает уникальной информацией с именами и заслугами русских и зарубежных предпринимателей, художников, оформителей выставок, этнографов. А еще есть замечательный словарь терминов, который раскрывает массу самых «экзотических» значений и секретов практического применения! Не говоря уже о будоражащем фантазию звучании: абровый рисунок, заголубка, оживка, цветка, куб с белью, ляписовое крашение – истинная музыка для любителей всего профессионально специфического!

Фото из книги "Ситцы красные, цветастые". Издательство "Бослен".
Фото из книги "Ситцы красные, цветастые". Издательство "Бослен".

Особым аккордом в этой музыке – долгожданное для многих объяснение названия такого культового предмета, как краповый берет. Нет, берет, конечно, не ситцевый, но оттенок красного у него такой же, какой был у популярных изделий хлопковых мануфактур позапрошлого века, и происходит от того, что по-немецки называется «Krapp», по-латыни Rubia tinctórum, а по-русски марена красильная. Вторая «п» в нашем произношении прилагательного «крапповый» благополучно исчезла, оттенок ситца тоже утратил точное значение, а вот берет – высший символ доблести воинов спецназа – берет остался.

фото из Яндекс-фото
фото из Яндекс-фото

Еще в книге есть замечательный раздел с выкройками и описанием приемов шитья предметов народной одежды, названия которых вас, возможно, удивят, зато сами предметы очень порадуют. Сарафанчик – это, оказывается, что-то вроде короткой кофточки, очень актуальной сегодня. Передник «запон» – полезнейшая вещь, да еще и нарядная. «Аглицкий» сарафан – это уже действительно длинный настоящий сарафан, а почему «аглицкий» – так ведь обо всем в статье не расскажешь!

Зато стихи вспомнились, что неудивительно – эта книга такая вдохновляющая:

И только изредка зарница,
Сгущая млечной ночи гнет,
Как будто девка-озорница,
Подолом красным полыхнет…

Фото из книги "Ситцы красные, цветастые". Издательство "Бослен".
Фото из книги "Ситцы красные, цветастые". Издательство "Бослен".
фото издательства "Бослен"
фото издательства "Бослен"

Ковалева Н.И. Ситцы красные, цветастые. – Москва: «Бослен», 2024. – 208 с., ил.

-10
фото издательства "Бослен"
фото издательства "Бослен"

Материалы по теме:

Если Вам понравилась идея и эта статья попрошу Вас поддержать развитие канала "Книжный класс" значком "Большой Палец Вверх" и подпиской на него. Это имеет большое значение для развития канала на Яндекс.Дзен, мотивации и дальнейших публикаций.

Оставайтесь с нами.

Российская литература
0