История ситцепечатания пусть и не так универсальна, как история книгопечатания, зато имеет свою особую значимость и яркость, а также своих исследователей, которые ни в эрудиции, ни в увлеченности не уступят никому другому. Монография-альбом «Ситцы красные цветастые» Наталии Ивановны Ковалевой, завотделом народного искусства Русского музея, доказывает это наглядно, убедительно, а для многих просто захватывающе. Особенность издания в том, что его содержание – это сплав истории промышленности и искусства, традиций потребительского спроса и новизны художественного вкуса, а также удивительных и ярких подробностей древнего и вечно юного человеческого занятия – ткачества.
Главная тема работы, согласно названию, – красные ситцы, точнее краснофонные, расцвеченные узорами по красному фону. Ситец – легкая ткань простого поперечного переплетения хлопковой нити. Может быть гладкокрашеной, но гораздо чаще востребована с рисунком, как повелось еще со второй половины XVIII века – времен европейской колонизации стран Азии и торговли колониальными товарами. С тех пор продукт индийских ткачей-ремесленников претерпел многие изменения благодаря машинному производству и открытиям в разных областях, особенно химии: ведь в высококачественной обработке пряжи и окрашивании именно химические ингредиенты играют главную роль.
Когда натуральные красители – такие, как кошениль, сафлор, сандал, кверцитрон и другие – уступили место синтетическим, на основе анилина, тогда практичная, здоровая и нарядная ситцевая роскошь стала доступна миллионным потребителям. Так было в Англии, Германии, Франции и других странах, так было и в России. Модный импортный предмет, попав на российскую почву, быстро переродился в свой, родной продукт, стал частью национальной культуры на основе развития широкого отечественного производства и сохранения традиционных вкусовых предпочтений.
Во второй половине XIX века началось постепенное повсеместное замещение фабричными ситцами тканей ручного изготовления, изменение кроя и общего художественного облика народного костюма. Под разными названиями: красноземельные, кумачовые, пунцовые и т.д. – материи «пошли в народ», умножая число производителей, прославляя их продукцию и формируя новые фасоны на основе привычных норм. В это время слово «красный» снова стало синонимом слова «красивый», как когда-то в древности – и вполне заслуженно.
Не будем доказывать данное утверждение словами: в книге есть богатейшие иллюстрации. Их обилие и качество – это просто какая-то праздничная феерия главного цвета всех времен и народов: образцы рисунков и орнаментов платков и мерных тканей создают необычайный позитив настроения и восхищают искусными находками. А текст насыщает уникальной информацией с именами и заслугами русских и зарубежных предпринимателей, художников, оформителей выставок, этнографов. А еще есть замечательный словарь терминов, который раскрывает массу самых «экзотических» значений и секретов практического применения! Не говоря уже о будоражащем фантазию звучании: абровый рисунок, заголубка, оживка, цветка, куб с белью, ляписовое крашение – истинная музыка для любителей всего профессионально специфического!
Особым аккордом в этой музыке – долгожданное для многих объяснение названия такого культового предмета, как краповый берет. Нет, берет, конечно, не ситцевый, но оттенок красного у него такой же, какой был у популярных изделий хлопковых мануфактур позапрошлого века, и происходит от того, что по-немецки называется «Krapp», по-латыни Rubia tinctórum, а по-русски марена красильная. Вторая «п» в нашем произношении прилагательного «крапповый» благополучно исчезла, оттенок ситца тоже утратил точное значение, а вот берет – высший символ доблести воинов спецназа – берет остался.
Еще в книге есть замечательный раздел с выкройками и описанием приемов шитья предметов народной одежды, названия которых вас, возможно, удивят, зато сами предметы очень порадуют. Сарафанчик – это, оказывается, что-то вроде короткой кофточки, очень актуальной сегодня. Передник «запон» – полезнейшая вещь, да еще и нарядная. «Аглицкий» сарафан – это уже действительно длинный настоящий сарафан, а почему «аглицкий» – так ведь обо всем в статье не расскажешь!
Зато стихи вспомнились, что неудивительно – эта книга такая вдохновляющая:
И только изредка зарница,
Сгущая млечной ночи гнет,
Как будто девка-озорница,
Подолом красным полыхнет…
Ковалева Н.И. Ситцы красные, цветастые. – Москва: «Бослен», 2024. – 208 с., ил.
Материалы по теме:
Если Вам понравилась идея и эта статья попрошу Вас поддержать развитие канала "Книжный класс" значком "Большой Палец Вверх" и подпиской на него. Это имеет большое значение для развития канала на Яндекс.Дзен, мотивации и дальнейших публикаций.
Оставайтесь с нами.