Найти тему
Lace Wars

Телохранители или палачи? Тайная жизнь римских ликторов

Оглавление

Символы власти: фасции и секиры

В Древнем Риме внешние атрибуты играли огромную роль в демонстрации власти и авторитета. Одним из самых ярких символов были ликторы - своеобразные телохранители высших магистратов, носившие фасции (fascēs) - связки прутьев с воткнутыми в них топорами.

Согласно легенде, первым, кто ввел институт ликторов, был основатель Рима Ромул. Он окружил себя 12 ликторами, чтобы придать больше величия своей власти. Некоторые историки связывают это число с этрусским влиянием - у этрусков 12 городов-государств избирали единого царя, и каждый город предоставлял ему одного ликтора.

Фасции, которые несли ликторы, состояли из связки прутьев (обычно из березы или вяза), перевязанных красными кожаными ремнями. Количество прутьев могло варьироваться. У высших магистратов в пучок прутьев вставлялся топор (securis) - символ права выносить смертные приговоры.

Интересно, что вне священных границ Рима (pomerium) магистраты могли иметь в фасциях топоры, но внутри города их нужно было убирать. Это символизировало, что внутри Рима гражданин имел право на апелляцию (provocatio) и не мог быть казнен без суда.

Иерархия власти в числах

Количество ликторов, сопровождавших магистрата, строго регламентировалось и отражало его ранг и полномочия. Это была своеобразная "табель о рангах" Древнего Рима.

  • 24 ликтора полагалось императору (начиная с Домициана)
  • 12 ликторов сопровождали консулов, проконсулов, диктатора и начальника конницы (magister equitum)
  • 6 ликторов было у преторов и пропреторов
  • Меньшее количество ликторов имели эдилы, легаты императора, децемвиры и военные трибуны с консульской властью

Диктатор мог удвоить число своих ликторов до 24, когда действовал за пределами священных границ Рима. Это подчеркивало его чрезвычайные полномочия в военное время.

Интересно, что некоторые жреческие должности, такие как весталки и фламины, также имели право на ликторов. Однако это были особые "куриатные ликторы" (lictores curiati), выполнявшие в основном религиозные функции.

Ликторы: между почетом и позором

Служба ликтором была довольно престижной. Большинство из них были вольноотпущенниками (либертинами). Они получали жалованье - в императорскую эпоху оно составляло 600 сестерциев в год. Для сравнения, годовое жалованье легионера составляло 900 сестерциев.

Ликторы лично выбирались магистратами, которым должны были служить. Это создавало между ними особые отношения доверия. В гражданской жизни ликторы носили тогу, а во время военных походов - пурпурный военный плащ (sagum).

Однако роль ликторов была двойственной. С одной стороны, они были почетным эскортом, символом власти и авторитета магистрата. С другой - им приходилось выполнять функции палачей и исполнителей наказаний.

Именно ликторы приводили в исполнение приговоры, связанные с поркой (их прутья служили для этого орудием наказания) и смертной казнью. Причем если обычных преступников казнил раб-палач (carnifex) в тюрьме, то в случае особо тяжких государственных преступлений казнь осуществляли ликторы прямо на Форуме.

Это создавало определенный парадокс - ликторы были одновременно и элитной охраной, и палачами. Возможно, именно эта двойственность их положения привела к тому, что образ ликтора стал столь мощным символом государственной власти, который использовался (и порой злоупотреблялся) на протяжении всей последующей истории.

От республики к империи: эволюция роли ликторов

С переходом от республики к империи роль и значение ликторов претерпели существенные изменения. В республиканский период ликторы были прежде всего символом империя (imperium) - высшей военной и гражданской власти, которой обладали высшие магистраты.

Появление ликторов на улицах Рима сигнализировало о приближении важного сановника. Они расчищали путь для него, требуя от толпы расступиться. Фраза "Lictor, summove turbam!" ("Ликтор, разгони толпу!") была хорошо знакома римлянам.

С установлением принципата функции ликторов стали более церемониальными. Императоры использовали их как наглядную демонстрацию своей власти. 24 ликтора, окружавшие императора, создавали впечатляющее зрелище.

Интересно, что в императорскую эпоху ликторы, сопровождавшие императора, стали называться statores. Этот же термин использовался для обозначения ликторов, состоявших при крупных военачальниках и наместниках провинций. Возможно, это указывает на то, что их роль телохранителей стала более выраженной.

В то же время, ликторы сохранили и свои традиционные функции. Они по-прежнему сопровождали магистратов, включая консулов (хотя власть последних в империи стала во многом номинальной). Ликторы продолжали участвовать в церемониях и ритуалах, в том числе религиозных.

Ликторы в культуре и повседневной жизни Рима

Образ ликтора глубоко проник в римскую культуру и повседневную жизнь. Они стали неотъемлемой частью городского пейзажа, символом порядка и власти закона.

В дни триумфов фасции ликторов украшались лавровыми венками (fasces laureati). Это было знаком особых почестей и победы. Напротив, во время государственных похорон фасции несли перевернутыми (fasces versi) - красноречивый символ скорби.

Примечательно, что иногда ликторов предоставляли и частным лицам - в знак особых заслуг или для торжественных случаев. Например, их могли назначить для сопровождения похоронной процессии выдающегося гражданина или для охраны во время важных политических собраний.

Женщины из императорской семьи также иногда пользовались эскортом ликторов. Это было явным отступлением от республиканских традиций и показывало, насколько изменился статус императорской семьи по сравнению с прежними нормами.

Образ ликтора нашел отражение в римском искусстве и литературе. Они часто изображались на рельефах и фресках, упоминались в исторических и художественных произведениях. Тит Ливий, Цицерон, Тацит и другие авторы нередко описывали действия ликторов в ключевые моменты римской истории.

Интересно, что само слово "ликтор" происходит от глагола ligare - "связывать". Это может указывать на их изначальную функцию - связывать и приводить преступников к магистрату для суда. Со временем эта этимология была забыта, но она показывает, насколько глубоко институт ликторов был связан с самой идеей правосудия в Риме.

Понравилось? Поставь лайк!

Обязательно прочти эти статьи:

Как 50 000 македонцев разгромили 140 000 персов: Триумф Александра при Гавгамелах

Как 40 000 македонцев разгромили 100 000 персов: Секреты победы Александра при Иссе

Первая победа Александра Македонского

От горной страны до империи: как Филипп II за 20 лет покорил Грецию