Всем привет 👋 Я тут пропала на какое-то время, но не волнуйтесь, про вас я не забыла😉Постараюсь теперь как можно чаще выкладывать материалы. Я тут думала-думала и решила, что наверное будет правильнее выложить краткие скрипты по всем заданиям ЕГЭ по порядку, чтобы подготовка выглядела более структурированно. И начнем мы с задания номер 1 📝Оно довольно несложное и требует хороших знаний по темам:
●Свойства живого
●Биологические науки
●Методы биологии
●Уровни организации
Мы постепенно разберем каждый блок по отдельности, а когда мы всё пройдём, я выложу практику по этому заданию 📚 Начнем со свойств живого🐂🐌🌲🦠Для того, чтобы вам было проще их запоминать, в статье будет много картинок, благодаря которым вы сможете сформировать для себя какие-то аналогии с каждым из пунктов.
Свойства живого выделяются следующие:
1.Клеточное строение: любой живой организм состоит из клеток. Единственным исключением из правил являются вирусы. Они представляют собой нуклеиновую кислоту (ДНК или РНК), заключённую в белковую оболочку (капсид). Поэтому мы не можем однозначно назвать вирусы живыми объектами, это скорее переходная форма между живым и неживым миром, так как единственное биологическое свойство вируса- это способность к размножению
2.Целостность и дискретность: Целостность заключается в том, что все отдельные элементы организма друг с другом взаимосвязаны и представляют собой единую систему. Дискретность же свидетельствует нам о том, что живой организм состоит из отдельных частей.
3.Рост и развитие: нам необходимо чётко понимать отличия этих двух понятий. Рост- это количественные изменения в организме с течением времени. Примером роста может быть увеличение клетки в объеме, увеличение длины и массы тела. Развитие- это наоборот качественные изменения в организме, приводящие к появлению или утрате некоторых признаков. Например, появление рогов у самца оленя, половое созревание у человека, превращение личинки во взрослое насекомое
4.Размножение: способность живых организмов воспроизводить себе подобных особей
5.Наследственность и изменчивость: наследственность- это способность живых организмов передавать какой-то признак из поколения в поколение в неизменном виде. Изменчивость же, наоборот, обеспечивает непохожесть потомства на своих родителей, то есть в процессе изменчивости происходит перекомбинация генов, переданных от родителей, или же происходят те или иные мутации. Меняться фенотипически организмы также могут и под действием окружающей среды. Конечно, сам генотип внешние воздействия не затрагивают, но они очень хорошо способствуют формированию у организма новых свойств. Подробнее про виды изменчивости и способы ее осуществления мы поговорим позже
6.Гомеостаз: этот термин отражает способность всего живого поддерживать постоянство своего химического состава. Хорошим примером здесь будет явление осмоса. Оно заключается в том, что вода из области, где ее больше, закачивается туда, где ее меньше. Из организма пойдет вода или внутрь него зависит от концентрации растворенных веществ в среде. Таким образом, за счет осмоса поддерживается нужная клетке концентрация ионов в цитоплазме, что не дает ей навредить
7.Адаптация: живые организмы под воздействием окружающих условий приобретают признаки, актуальные для них в данный момент. Тем самым они адаптируются к этим условиям.
8.Движение: все живое тем или иным образом двигается😅. Даже прикреплённые организмы, которые на первый взгляд, абсолютно неподвижны, все равно совершают какие-то действия. Вот возьмем, к примеру, растения. У них различается даже несколько групп движений: настии, тропизмы и круговые нутации. Тем самым они реагируют на окружающие их условия
9.Раздражимость: это свойство непосредственно связано с предыдущим, ведь движение является явным проявлением раздражимости. Раздражимость- это способность организма тем или иным образом реагировать на внешние условия. Это обеспечивает ему безопасность. Движение тоже происходит в ответ на определённый фактор.
10.Динамичность: все живое подвержено влиянию биологических ритмов. От них зависит то, в какое время произойдёт размножение, или это определяет особенности поведения организмов в конкретный момент времени. Например, перелет птиц осуществляется в период похолодания, закрывание и открывание венчика цветка происходит в зависимости от освещения и т.д.
На этом на сегодня всё 🎊Я надеюсь, что вся вышеприведённая информация была вам полезна. Если у вас есть какие-то замечания или предложения, то смело можете написать это в комментариях 💬Ну а в скором времени я выложу пост с практикой по первому заданию)