Найти в Дзене
Школа «Летово»

«Стажировка дала мне реальный опыт исследовательской работы»: ученик «Летово» нашел способ, как разнообразить учебный процесс

Оглавление

Одиннадцатиклассник «Летово» Александр Моклоков стал первым учеником школы, которому удалось пройти длительную стажировку в научной лаборатории во время учебного года. Как этому способствовала скука? И какие выводы сделал подросток? Читайте в нашем интервью.

Александр (справа) в библиотеке школы
Александр (справа) в библиотеке школы

Саша, как началась ваша история в «Летово»?

Я поступил в «Летово» в 7-й класс, и уже пятый год живу здесь на полном пансионе. До этого я учился в Дзержинске (Нижегородская область). Поступая в школу, я ориентировался на химико-биологический профиль, хотя на тот момент мало что знал о химии. Просто подумал: биология — мой любимый предмет, останется только немного разобраться в химии. С этого всё и началось. В 7-м классе я начал готовиться к олимпиадам, посещал дополнительные занятия и быстро понял, что химия — это моё.

Получается, стажировка в 10 классе была естественным продолжением этого пути?

Да. Однако стандартная стажировка у десятиклассников проходит летом и длится не более двух недель. Моя же была особенной: она проходила с февраля по май, и я был единственным школьником, который ездил в лабораторию каждую неделю. А началось всё с письма, которое мы с моим научным руководителем Денисом Васильевичем Золкиным отправили в российские исследовательские центры. Мы прикрепили к нему портфолио с моими олимпиадными достижениями (прим.ред. Александр — дважды победитель заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии, серебряный медалист Международной олимпиады по естественным наукам среди подростков «Лаборатория подготовки талантов»), и написали, что мне наскучила школьная программа, и я бы хотел заниматься наукой и взаимодействовать с учеными. На запрос откликнулся Центр фотоники и фотонных технологий Сколтеха. Они пригласили меня стать участником проекта по разработке газовых сенсоров.

Расскажите подробнее о проекте.

Проект был связан с разработкой сенсоров для измерения концентрации углекислого газа и летучих органических веществ. Мы использовали масс-спектрометрию для измерения газов — это помогло разработать более точные сенсоры для помещений. По результатам нашего исследования выйдет статья, я выступлю её соавтором. Моим научным руководителем в лаборатории наноматериалов Сколковского института науки и технологий выступил доцент Федор Сергеевич Федотов.

Как вы совмещали стажировку с занятиями в школе?

Я договорился с учителями, что буду уезжать по вторникам. В моем расписании это был самый свободный день: только шесть уроков, два из них — химия, которую я уже знал. При этом я успевал на два первых урока, потому что уезжал в лабораторию ближе к обеду. Оставались только занятия по русскому языку, которые я наверстывал по вечерам. К слову, успешно! В июне я сдал ЕГЭ по русскому на 100 баллов.

Стажировка помогла вам разнообразить учебный процесс, но дала ли она что-то большее?

Прежде всего, стажировка дала мне реальный опыт исследовательской работы. Я также понял, что уровень школьных исследований, даже с современным оборудованием в нашем ресурсном центре, недостаточен для того, чтобы по-настоящему погрузиться в науку. В школе можно делать проекты, но они безопасны и предсказуемы, а реальные проблемы, с которыми сталкивается человечество – небезопасные, и работа с ними всегда сопряжена с риском, однако этот риск оправдан, когда есть поддержка команды ученых.

Помимо этого, моя стажировка заложила основу подобных мероприятий в будущем. Опыт оказался успешным, поэтому я уверен, что таких длительных стажировок, которые совмещаются с обычным расписанием учеников, станет больше.

Какие планы у вас на 11-й класс и на будущее?

Сейчас у меня будет много подготовки к экзаменам и поступлению. Также я продолжу вести бесплатные онлайн-занятия для детей из своего родного города и играть в школьной баскетбольной команде. Параллельно хочу вернуться к живописи. Ещё я стал одним из лидеров домов для мальчиков. В мои обязанности входит непосредственное общение с главой пансиона, потому что я представляю интересы учеников. В общем, в 11 классе я хочу чуть меньше учиться, чуть больше везде участвовать. Потому что это всё-таки последний год в школе, пора бы и себя показать.

Что касается будущего, то я планирую поступать на профиль «Химическая инженерия». В отличие от обычной химии, эта специальность открывает множество возможностей: от разработки новых материалов и лекарств до работы с заводами.

Что бы вы посоветовали нынешним семиклассникам?

Постарайтесь как можно раньше понять свои интересы и исследовать их. Пока у вас не слишком большая нагрузка, посещайте разные кружки и занятия, даже те, что кажутся неинтересными. Если вы планируете посвятить себя олимпиадам, то самое важное здесь — вовремя остановиться. Потому что иначе у вас не хватит времени на soft skills (гибкие навыки), среди которых: способность к коммуникации; умение решать конфликты и работать в команде. И всегда помните: главное — мотивация и желание.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Набор в «Летово» на 2025/26 учебный год уже открыт