Центробанк вновь поднял ключевую ставку — теперь до 19% годовых. Выше она была только в начале 2022 года, сразу после начала СВО, когда резко подскочила до 20%. Что это означает для экономики России и простых россиян, разбирался 78.ru.
Прогнозам вопреки
Центробанк на заседании 13 сентября в очередной раз поднял ключевую ставку — с 18% до 19% годовых.
Цикл повышения ключевой ставки начался ещё в середине прошлого года, когда после продолжительного периода относительно низкой ставки в 7,5% она повысилась сначала до 8,5%, затем до 12% и далее, пока в начале 2024 года не установилась на 16%. На этом уровне она продержалась около полугода, а в конце июля вновь подскочила до 18%.
Август-сентябрь — традиционные месяцы, когда инфляционное давление сказывается особенно сильно: люди возвращаются из отпусков, дети идут в школу, на носу новогодние праздники, из-за этого повышается спрос на самые разные товары, в результате они растут в цене. Учитывая, что инфляцию, с которой призван бороться Центробанк, и без того едва-едва удалось притормозить (на 9 сентября она составляла 8,97%, что почти вдвое выше таргета), было понятно, что регулятор будет принимать меры.
Другое дело, что большая часть аналитиков всё же склонялась к сохранению ставки на текущем уровне — он настолько высокий, что стоимость кредитов, особенно для промышленности, буквально зашкаливает. Кроме того, это позволило бы посмотреть, насколько сработали предыдущие принятые ЦБ меры ужесточения денежно-кредитной политики, в частности — отмена льготной ипотеки и «закручивание гаек» по выдаче кредитов малообеспеченным россиянам.
— На мой взгляд, у ЦБ нет достаточных оснований для повышения 13 сентября ставки ещё на 1–2 процентных пункта. Вероятность сохранения ставки на уровне 18%, на мой взгляд, сейчас выше вероятности её дальнейшего повышения в сентябре, — предполагал несколько дней назад в беседе с 78.ru кандидат экономических наук, доцент, руководитель образовательной программы «Экономика» Президентской академии в Санкт-Петербурге Дмитрий Десятниченко.
Однако делать предположения о решениях Центробанка сегодня непросто: как утверждал тогда же независимый экономист Дмитрий Адамидов, решение по ставке сегодня принимается больше исходя из политических, нежели экономических соображений. Это подтверждается тем, что некоторые аналитики предполагали недавно повышение ставки и до 20% годовых. А банки по-прежнему демонстрируют поразительную осведомлённость: не дожидаясь заседания по ключевой ставке, Сбербанк недавно вслед за ВТБ поднял свои ставки по вкладам до 20% годовых.
— Высокие рыночные ставки поддерживают сберегательные настроения, но пока недостаточно сдерживают кредитование. Общий рост кредитования остаётся высоким, несмотря на замедление в розничном сегменте. Ипотечное кредитование замедлилось в результате отмены с 1 июля безадресной льготной ипотеки и роста рыночных ставок. В замедлении потребительского кредитования отражаются как эффекты проводимой денежно-кредитной политики, так и принятые ранее макропруденциальные меры. Вместе с тем темпы роста корпоративного кредитования пока остаются повышенными из-за значимого вклада менее чувствительных к рыночным ставкам операций, — отмечает Центробанк.
В итоге, подводит черту ЦБ, баланс рисков для инфляции существенно сместился в сторону проинфляционных. В том числе увеличились проинфляционные риски, связанные с ухудшением условий внешней торговли. Об этом мы все знаем, особенно те, кто следит за приключениями российских импортёров, которые пытаются оплатить товары через китайские банки: некоторым приходится отправлять платежи по несколько раз в разные кредитные организации, чтобы их наконец приняли, а товар отгрузили.
Центробанк в своём пресс-релизе подчёркивает, что несмотря на некоторое замедление, потребительская активность остаётся высокой. Это объясняется ростом доходов населения, а также значительным инвестиционным спросом и жёстким рынком труда. При этом рост ставок по депозитам и отмена льготной ипотеки не спасают.
Решение ЦБ уже отразилось на фондовом рынке: он начал постепенно опускаться — на 0,3%, до 2607 пунктов. Рубль же пока стабилен — впрочем, это понятно, поскольку его курс сегодня определяется вне биржевого формата и с задержкой. Немного от решения потерял юань, опустившись до 12,71 рубля.
Страшно, но мы не боимся
— Банк России принял решение, исходя из высокого уровня инфляции, который остаётся выше прогнозов. Августовские инфляционные ожидания составили 12,9%, рост цен на продукты продолжился. Общая задолженность по кредитным картам достигла 4,8 трлн рублей. <…> Инфляция за 8 месяцев 2024 года увеличилась на 5,27%, превышая прошлогодний показатель. Годовая инфляция составляет 9,05%, что превышает прогноз Центробанка на конец года, — констатировал, объясняя решение ЦБ, доцент Финансового университета при Правительстве РФ Пётр Щербаченко.
Профессор, заведующий кафедрой экономики РАНХиГС Санкт-Петербург, доктор экономических наук Олег Мисько в беседе с 78.ru отметил, что решение регулятора в какой-то мере было ожидаемым, хотя и он не предполагал, что ЦБ поднимет ставку так сильно и так скоро. Меры регулятора объясняются необходимостью сдерживания денежной массы, то есть нужно «прижать» кредиты и рост покупательной способности.
— Но что хорошо: получается, мы не боимся это делать. Потому что, очевидно, все бюджетные платежи, расходы мы готовы выполнить правильным образом. Очевидно, не будет корректировки бюджета и нам не нужны будут под эту корректировку какие-то займы, — указал на положительный момент в подъёме ставки эксперт.
Никто не убирал у Центробанка функцию таргетирования инфляции, напомнил Олег Мисько. В то же время, если экономика не растёт (а сегодня она растёт быстрее не только отечественных прогнозов, но и других стран, в которых санкций не наблюдается), за это Центробанк ругать не будут, а за рост инфляции — будут. В итоге ЦБ выбирает меньшее из зол и для себя, и для экономики.
— С другой стороны, повышение ставок будет вызывать повышение инфляции. Просто замкнутый круг такой. В моём понимании у нас большая проблема в том, что мы используем в макроэкономическом кредитно-денежном регулировании практически только один механизм учётной ставки. А другие не очень используем, — отметил эксперт.
Конечно, обычных россиян не обрадует повышение ставки, согласились эксперты. На макроэкономическом уровне, уровне всей экономики России повышение ставки можно воспринимать как хороший сигнал — это означает, что доходы страны достаточно высокие и бюджет не страдает, следовательно, все социальные обязательства и другие предполагаемые расходы будут выполнены. А вот на уровне обычных людей ничего хорошего от этого не ждёт.
— Всё подорожает, — коротко прокомментировал будущее Олег Мисько.
— Ставки по вкладам и накопительным счетам вырастут в течение одной-двух недель — на 3–6-месячные вклады. Кредиты станут ещё дороже, но на данный момент они уже находятся на предельно высоком уровне — 20–30%. Также после отмены льготной ипотеки застройщики и банки начали предлагать заёмщикам оплату за снижение высокой рыночной ставки ипотечного кредита, которая на данный момент превышает 20% годовых. Чтобы получить более низкую ставку в 10% годовых, заёмщику придётся заплатить банку комиссию, которая составляет почти 30% от общей суммы кредита. Такие предложения интересны заёмщикам, которые имеют достаточно средств для большого первоначального взноса, — отметил Пётр Щербаченко.
Олег Мисько констатировал, что человек, который сейчас собрался брать ипотеку, конечно, не обрадуется решению Центробанка по подъёму ключевой ставки, потому что это означает дальнейшее повышение ставок по всем кредитам, включая ипотечные. В то же время непонятно, будут ли дальше расти ставки по депозитам и вкладам, ведь ещё до решения ЦБ некоторые банки их уже повысили. В любом случае повышение можно ждать только для коротких вкладов, потому как что будет дальше, не понимают и сами банки.
— С одной стороны, это выглядит немного необычно. В нормальной ситуации ставка должна быть 5–6%, а имеем 18–19%. Это много. Страшно. С другой стороны, с точки зрения денежной массы и её волатильности, не хотелось бы спекулятивных пузырей на рынке из-за дешёвых денег. Дешёвые деньги будут брать и вкладывать в валюту. А дорогие, наверное, не будут, — резюмировал Олег Мисько.
Общий сигнал, который сейчас подаёт Центробанк, по мнению эксперта: не ведите рискованные операции, не должно быть никаких быстрых телодвижений на финансовых рынках.
Прогнозы — для самоуверенных
Центробанк в своём пресс-релизе по итогам заседания 13 сентября указал, что текущее повышение может быть не последним.
— Текущее инфляционное давление остаётся высоким. Годовая инфляция по итогам 2024 года, вероятно, превысит июльский прогнозный диапазон 6,5–7,0%. Рост внутреннего спроса всё ещё значительно опережает возможности расширения предложения товаров и услуг. Требуется дополнительное ужесточение денежно-кредитной политики, для того чтобы возобновить процесс дезинфляции, снизить инфляционные ожидания и обеспечить возвращение инфляции к цели в 2025 году. Банк России допускает возможность повышения ключевой ставки на ближайшем заседании, — сурово предупредил Центробанк.
Олег Мисько отметил, что из сегодняшнего дня делать предположения о грядущем заседании, которое состоится 25 октября, невозможно, поскольку любое решение по изменению ключевой ставки будет происходить в результате мониторинга того, что произойдёт в результате предыдущего изменения ставки, достигнуты или не достигнуты цели.
— Сейчас даже среднесрочные прогнозы давать довольно самоуверенно, — отметил эксперт.
К тому же, к моменту следующего заседания начнётся бюджетный процесс, стартует подготовка к бюджетным слушаниям на следующий год, и от этого тоже многое будет зависеть — как будут коррелировать эти слушания и состояние денежной массы, указал Олег Мисько.
— В целом для состояния денежной массы это (повышение ключевой ставки. — Прим. ред.) не так страшно. Всё-таки это не Турция, где ставка скачет на совершенно безумные проценты, — резюмировал эксперт.
Действительно, не Турция: там ставка с мая-2023 и 8,5% к сегодняшнему дню выросла уже до 50% и держится на этом уровне полгода.
России до этих «вершин» далеко, да и вряд ли мы до них прыгнем. Другое дело, что с высокими для своей экономики ставками нам предстоит жить ещё долго: об их понижении можно будет думать только тогда, когда инфляция наконец устремится к таргету — а это пока лишь в мечтах. И прогнозах ЦБ на 2025 год.