В современной отечественной историографии описываемые события обойдены пристальным вниманием. Также о них очень скудно говорят французские источники. А вот немецкие авторы о боевых действиях 15-18 сентября 1813 года пишут весьма красочно. С их подачи в англоязычной историографии Наполеоновских войн эти события названы вторым сражением при Кульме или сражением при Теплице.
Контекст
27 августа 1813 года Наполеон I Бонапарт одержал свою последнюю крупную победу над войсками шестой коалиции – австро-русско-прусская Богемская армия под общим командованием австрийского генерал-фельдмаршала Карла I Филиппа цу Шварценберга потерпела поражение в сражении при Дрездене.
Союзники отступили из Саксонии на юг по горным переходам через Рудные горы в Богемию в район города Теплице.
30 августа преследовавший Богемскую армию корпус дивизионного генерала Доминика-Жозефа Рене Вандамма погиб в окружении в сражении под Кульмом (сейчас это населённый пункт Хлумец в районе Усти-над-Лабем Чехии в 45 км на юг от Дрездена).
Это дало Богемской армии около недели передышки. Войска расположились лагерем в районе города Ауссинг (современный город Усти-над-Лабем), восстанавливали силы и подтягивали резервы. В общей сложности у Шварценберга имелось около 120.000 солдат.
А Наполеон был вынужден переключить внимание с Богемской армии на русско-прусскую Силезскую армию (прусский генерал Гебхард Леберехт фон Блюхер), сосредоточенную в районе Бреслау, и прусско-русско-шведскую Северную армию (шведский кронпринц Жан-Батист Жюль Бернадот), занявшую Берлин.
Коалиционные силы действовали в контексте согласованного в июле 1813 года Трахенбергского плана, в соответствии с которым они старались избегать прямых столкновений с французской армией, когда на поле боя командовал Наполеон, но активно атаковали французские корпуса на флангах и в тылу основных французских сил.
Эта стратегия оказалась весьма успешной: наполеоновские маршалы в отсутствие императора проиграли в сражениях у Гросберна, на реке Кацбах, при Денневице.
Наполеон просто не мог поспеть везде! Это выводило его из равновесия, нарушало планы, ослабляло армию в изнурительных маршах, наносило чувствительные безвозвратные потери в боях.
С начала сентября 1813 года Шварценберг раз в неделю отправлял войска на север в сторону Дрездена для проведения разведки и демонстрации своего присутствия.
Всякий раз Наполеон обнаруживал противника, выдвигал войска в его сторону и заставлял отступить. К тому времени стратегия коалиции по избеганию генерального сражения стала очевидной для Наполеона. В ответ на это французский император принял решение во что бы то ни стало навязать Шварценбергу сражение на равнинах за Рудными горами.
15 сентября 1813 года
Наполеон повёл свои войска (около 60.000 человек) на юг от Дрездена через город Гисгюбель (современный Бергисхюбель) в направлении Рудных гор.
С ним были: 1-й корпус (дивизионный генерал Жорж Мутон), гвардейский кавалерийский корпус (дивизионный генерал Этьен Мари Антуан Шампьон де Нансути), 1-й корпус Молодой гвардии (маршал Николя Шарль Удино), 2-й корпус Молодой гвардии (маршал Эдуар Адольф Казимир Мортье) и Старая гвардия (маршал Франсуа Жозеф Лефевр).
Правый фланг основных сил прикрывал 14-й корпус (маршал Лоран де Гувион де Сен-Сир). 2-й корпус (маршал Клод-Виктор Перрен) шёл ещё правее.
Союзники дали арьергардный бой у Хеллендорфа, взяли 400 пленных.
16 сентября 1813 года
Союзники отошли сначала к Петерсвальде (современное село Петровице), а потом к перевалу Ноллендорф (в районе современной деревни Наклержов). В арьергардном бою польскими уланами был тяжело ранен и попал в плен командир прусского 1-го Силезского гусарского полка подполковник Блюхер, сын генерала Блюхера.
Наполеон двинулся к ущелью и горному перевалу Ноллендорф, где и остановился на ночлег.
Войска Шварценберга тем временем продолжали отступать из гор на юг к точке сбора недалеко от Кульма. Там подразделения Богемской армии перестроились, чтобы перекрыть французам выход на равнину.
Передовые позиции занимала прусская 11-я бригада (генерал-майор Ганс Эрнст Карл фон Цитен) из состава 2-го прусского корпуса.
Оборона Кульма была поручена русскому 2-му пехотному корпусу (генерал Евгений Вюртембергский).
За ними расположился русский 1-й пехотный корпус (генерал-лейтенант Андрей Иванович Горчаков)и 2-й прусский корпус (генерал-лейтенант Фридрих Генрих Фердинанд Эмиль фон Клейст).
Резервы (генерал Михаил Богданович Барклай де Толли) встали в 4 км от Кульма у деревни Собехлебена (современная деревня Собехлебы).
На правом фланге от кульмских позиций встали австрийцы: 2-й корпус (фельдмаршал-лейтенант Максимилиан фон Мерфельд) встал севернее города Ауссинг, левее на высотах (в районе современного населённого пункта Стрижовице) – 1-й корпус (фельдмаршал-лейтенант Иероним фон Коллоредо-Мансфельд), за ними у деревни Карвиц (современная деревня Хабаржовице) – резервы (генерал Филипп Август Фридрих Гессен-Гомбургский) и на крайнем левом фланге у города Дукс (современный Духцов) – 3-й корпус (генерал-фельдмаршал Игнац Гиулай фон Марош-Немет и Надашка).
17 сентября 1813 года
Утром в горах лёг густой туман. Несмотря на это Наполеон принял решение начать атаку.
Ещё до полудня 1-й пехотный корпус французов пришёл в движение. Батальоны двинулись вниз с перевала по лесной дороге.
Бригада Цицена сдерживала их около трёх часов, затем отошла к Кульму и вместе с Волынским и Кременчугским пехотными полками заняла позиции в лесу на левом фланге русского 2-го пехотного корпуса.
Французы подвергались яростному обстрелу со стороны русской артиллерии и егерей, но упорно продвигались к Кульму, заняв несколько деревень.
Русский 2-й пехотный корпус уверенно держал основные позиции, и наступление французов постепенно застопорилось.
Хотя туман несколько рассеялся, Наполеон всё ещё не мог в полной мере оценить силы и расположение противостоящих ему войск союзников.
В это время австрийский 1-й корпус нанёс удар в левый фланг наступающим французам. Австрийцы развернули батарею конной артиллерии и подавили ближайшую французскую батарею.
Тогда Наполеон ввёл в бой гвардейскую конницу. Всадники Нансути ворвались на батарею противника, но были контратакованы прусской конницей и вынуждены отступить.
Австрийская пехота при поддержке русской конницы под командованием генерал-лейтенанта Петра Петровича Палена усилила натиск на неприятеля, захватила деревню, три орудия и одно знамя.
Одновременно с описываемыми событиями австрийский 2-й корпус предпринял попытку глубокого охвата левого фланга наполеоновских войск для выхода им в тыл и занятия перевала Ноллендорф.
Одновременно на другом фланге прусский 1-й Силезский гусарский полк из бригады Цицена по горным тропам должен был обойти правый фланг противника.
Когда передвижения союзников стали очевидны для Наполеона, он предпринял активные контрдействия, введя в бой резервную дивизию для удержания ключевых точек в горах и недопущения окружения своих войск.
К пяти часам вечера части под командованием Евгения Вюртембергского, Горчакова и Цицена, до этого сдерживавшие французов в районе кульмской равнины, перешли в наступление.
Фузилёры 1-го Силезского пехотного полка взяли в плен французского генерала Крейцера и около 200 его солдат и офицеров.
Французы начали беспорядочное отступление.
Но тут в дело вмешалась погода – разразился проливной дождь, горные дороги стало размывать водой. Быстро стемнело. О продолжении сражения в таких условиях уже не могло быть речи. Войска, посланные на обход французов, были отведены. Наполеон также отвёл свои подразделения с равнины к перевалу, который сумел удержать.
Дождь продолжался до ночи.
18 сентября 1813 года
Обе стороны перегруппировывались. Французы снова попытались спуститься с гор, заняли одну деревню и остановились.
19 сентября 1813 года
Наполеон отступил.
Итог
Несмотря на драматичность событий, потери с обеих сторон были относительно не велики. Вероятно, сказалась специфика горной местности, затруднявшая манёвр артиллерии, и узкие горные дефиле, мешавшие развернуть большие массы войск.
Тем не менее, это сражение стоило французам, как минимум 2000 пленных, среди которых был один генерал, а также семи орудий. Это только потери, которые нанесли противнику австрийцы Меерфельда и Коллоредо. Без сомнения, основные потери войска Наполеона понесли от действий русской пехоты.
Впрочем, сам Наполеон перед отступлением сделал вид, будто силы противника слишком ничтожны, чтобы на них наступать, а все описанные события считал скорее перестрелкой или разведкой боем. Вот только закончиться для императора она могла полной катастрофой.