Найти в Дзене
AutoHS - история автомобилей

«Что выпускали в Югославии?»: история автомобилей ТАМ

В отличие от многих других социалистических стран, Югославия имела свое уникальное экономическое устройство, сочетающее в себе удивительную помесь рыночной и плановой экономик. Государство практически никак не вмешивалось в хозяйственную деятельность предприятий, а производило их регулирование посредством децентрализованной системы объединенных организаций труда. Такая система позволяла активно сотрудничать с капиталистическими фирмами, что непосредственным образом отразилось на главном грузовом автозаводе страны - TAM (Tovarno avtomobilov Maribor).

Первый автомобиль ТАМ носил говорящее название Pionir
Первый автомобиль ТАМ носил говорящее название Pionir

Автомобильное предприятие ТАМ было образовано на обломках Мариборского завода авиадвигателей, что в годы войны производил моторы Messerschmitt. После изгнания немцев из Словении в 1944 году, полуразрушенный завод возобновил работу, но на этот раз его профильной продукцией стали лицензионные двухосные чехословацкие грузовики Praga RN с 6-цилиндровым карбюраторным двигателем (67 л.с.) и деревянным кузовом грузоподъемностью 3 т. Как и многие машины марки Прага, грузовик RN еще довоенной конструкции, оказался крайне удачным и выносливым автомобилем и с успехом выпускался в Югославии аж до 1962 года! Именно на его хрупкие плечи легло послевоенное восстановление страны.

ТАМ 4500 - лицензионный Магирус S4500
ТАМ 4500 - лицензионный Магирус S4500

В 1957 году автозавод ТАМ заключил первое соглашение с капиталистами. На его мощностях было развернуто производство знаменитого 4,5-тонного грузовика Magirus-Deutz S4500. Забавно, что этот самый грузовик был разработан для вермахта и за счет двигателя воздушного охлаждения прекрасно чувствовал себя в тяжелых климатических условиях восточного фронта. И тут автомобиль не сменил своего военного предназначения и в различных вариациях, в том числе и со всеми ведущими колесами, поставлялся в армию Югославии.

Простой, легкий 2-тонный грузовик ТАМ 2000
Простой, легкий 2-тонный грузовик ТАМ 2000

В 1961 году завод освоил производство своей первой оригинальной машины ТАМ 2000. Это был небольшой и весьма прогрессивный 2-тонный грузовик с кабиной над двигателем и лицензионным дизелем Perkins на 57 л.с. Он получил самое широкое распространение и для социалистической Югославии стал тем же самым, что ГАЗ-53 для СССР. На его базе выпускались пожарные автомобили, продовольственные фургоны, коммунальные машины, легкие автокраны и т. д. С постоянными модернизациями выпуск автомобиля продолжался до конца 1980-х.

Помимо грузовых автомашин, завод ТАМ выпускал различные автобусы, и некоторые из них поставлялись в Советский Союз. В 1989 году Госкомитет по туризму СССР закупил 450 автобусов серии TAM 260 А119 с 51-местным кузовом словенского завода Avtomontaza. Эти машины оборудовались 260-сильным дизелем Deutz F8L413 и могли разгоняться до 118 км/ч.

После распада СССР, как и другие социалистические предприятия Восточной Европы, марку ТАМ постиг кризис. В 1996 году Мариборский автозавод превратился в акционерное общество и распался на 13 отдельных предприятий. Тем не менее фирма выжила и продолжила выпускать автобусы на базе импортных шасси. Сегодня предприятие входит в китайский концерн Hi-Tech Group и в небольших количествах производит электробусы и междугородные автобусы под брендом Vero.

Если понравился материал, поддержите его лайком 👍 и комментарием. Спасибо!

Подписывайтесь на мой телеграм канал, там много интересных материалов

Читайте также: