Найти тему
Архивариус Кот

«Всё в ней пленяло»

Две героини поэмы, две прекрасные жертвы…

Пушкин не просто обрисует контрастные характеры, он и расскажет о двух пленницах гарема совершенно по-разному. Если Зарему мы увидим, в основном, в настоящем (речь о ней впереди, пожалуйста, комментаторы, не спешите высказывать своё мнение!), то Мария вся погружена в прошлое.

И сердцу всё напоминает

О близкой, лучшей стороне, - скажет Пушкин, описывая её покои в гареме, и это, несомненно, так.

Поэт использует, как я уже сказала, по всей видимости, не имеющую под собой реальной основы легенду о Марии Потоцкой (имя он ей оставил, а вот фамилию убрал, назвав просто «польской княжной»).

Недавно юная Мария

Узрела небеса чужие…

Александр Сергеевич довольно кратко расскажет про её «девичье время, дни забав», но и этого достаточно, чтобы представить себе переживания девушки, потерявшей всё и оказавшейся на чужбине:

Толпы вельмож и богачей

Руки Марииной искали,

И много юношей по ней

В страданье тайном изнывали.

Но в тишине души своей

Она любви ещё не знала….

Что, как мне кажется, самое главное в образе Марии? Конечно, она прекрасна:

Всё в ней пленяло: тихий нрав,

Движенья стройные, живые

И очи томно-голубые.

Но эта внешняя красота в ней неразрывно соединена с поразительной красотой внутренней, которая внушает уважение даже огрубевшим в своей жестокости людям. Мы с немалым удивлением узнаём, что

Гирей несчастную щадит:

Её унынье, слёзы, стоны

Тревожат хана краткий сон,

И для неё смягчает он

Гарема строгие законы.

Почему так? Думаю, хан понимает, что для него не составит труда овладеть телом Марии, но завладеть её душой он не в силах. Поэтому, сам того не осознавая, он меняется под воздействием её чистоты.

Спустя восемь лет Пушкин напишет знаменитое стихотворение, где опишет преклонение перед красавицей:

…встретясь с ней, смущённый, ты

Вдруг остановишься невольно,

Благоговея богомольно

Перед святыней красоты.

Не кажется ли вам, что нечто подобное происходит и с Гиреем?

Заметим ещё, что Марии не только «позволено жить одной» «в гарема дальнем отделенье», но и разрешено исповедовать свою веру:

Там день и ночь горит лампада

Пред ликом девы пресвятой;

Души тоскующей отрада,

Там упованье в тишине

С смиренной верой обитает…

И удивительно ли, что ей «непонятен язык мучительных страстей», а перспектива «остаток горьких юных дней провесть наложницей презренной» приводит её в ужас?

Позвольте небольшое отступление. В начале статьи я поместила рисунок К.П.Брюллова, набросок к его знаменитой большой картине, где Мария предстаёт на заднем плане, в раме окна, как прекрасное видение. Одной ли мне представляется, что в этом наброске Брюллов придал героине сходство с образами Мадонн с картин мастеров Возрождения? Скажет же Пушкин, что в гареме «сокрылся некто неземной»! Вот другая Мария, изображённая В.А.Суренянцем, - бесспорно, красивая, но она мне кажется слишком земной, слишком, если можно так выразиться, «открыточной», ей как раз не хватает этой всепокоряющей чистоты:

-2

Пушкин не скажет прямо о причинах смерти Марии. Конечно, мы можем догадываться, что, как ещё Белинский писал, «Мария была убита ревнивою Заремою», но поэт напишет лишь:

Но что же в гроб её свело?

Тоска ль неволи безнадежной,

Болезнь, или другое зло?..

Кто знает? Нет Марии нежной!..

Но ещё раньше он ясно скажет, что смерть для Марии желанна, так как она только может её «спасти от посрамленья»:

Мгновенья жизни дорогие

Давно прошли, давно их нет!

Что делать ей в пустыне мира?

Уж ей пора, Марию ждут

И в небеса, на лоно мира,

Родной улыбкою зовут.

И удивительно описание памятника, созданного по приказу Гирея:

В Тавриду возвратился хан

И в память горестной Марии

Воздвигнул мраморный фонтан,

В углу дворца уединенный.

Над ним крестом осенена

Магометанская луна…

Прекрасный, чистый цветок не выдержал столкновения с грубой действительностью и увял, оставив память о себе.

*******************

И, наверное, нельзя, говоря о Марии, не поместить фотографии самой знаменитой балетной исполнительницы этой партии – Г.С.Улановой.

-3

Б.В.Асафьев создал на пушкинские сюжеты шесть балетов, но из них только «Бахчисарайский фонтан» пережил своё время, а в конце этого месяца благополучно отпразднует девяностолетие.

Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Уведомления о новых публикациях, вы можете получать, если активизируете "колокольчик" на моём канале

Навигатор по всему каналу здесь

«Путеводитель» по всем моим публикациям о Пушкине вы можете найти здесь