Здравствуйте, уважаемые читатели! В чудесном научно-фантастическом романе Майкла Крайтона «Парк Юрского периода» описана дивная ситуация: ученые обнаружили в куске окаменевшего янтаря комара, который не успел переварить кровь, выпитую из тушки какого-то своего современника, и, выделив из этой крови кусочки молекулы ДНК, воссоздали несколько видов динозавров, которые, в свою очередь, не захотев развлекать богатых туристов, устроили резню. Конечно же, это невозможно. Даже если забыть, что за миллионы лет «консервации» в куске янтаря все мягкие ткани превращаются в одинаковую углеродистую пленку с невнятным химическим составом: получи мы свежую кровушку динозавров, при всех усилиях ни один, даже самый гениальный, ученый не смог бы внедрить эту информацию в геном курицы, чтобы та высидела своего невероятно далекого двоюродного прадеда.
Тем не менее идея выделения ДНК из представителя вымершего вида и дальнейшего внедрения этой молекулы в геном современного организма витала в воздухе. И, не сочтите за каламбур, именно это и произошло в 2019 году, когда ученые из Ginkgo Bioworks, биотехнологической компании из Бостона, штат Массачусетс, смогли воссоздать аромат цветка гибискадельфуса вильдериевого, некогда эндемика острова Мауи, второго по величине острова Гавайского архипелага. Гибискадельфус — очень редкий род растений семейства Мальвовые, и все представители его растут только на Гавайских островах. Заинтересовавший как ученых, так и нас с вами, вид благополучно вымер к 1912 году и был описан вообще только по одному гербарному образцу.
Так что же произошло с этим деревом дальше? Об этом и поведает #КнигаРастений в нынешней статье. Гибискадельфус был деревом до пяти метров высотой, прилистники шиловидные, листья округло-сердцевидные, на верхушке заостренные, 7-10 см в длину, черешковые, с ясно выступающими жилками; цветки одиночные, 4 см в длину, прицветники линейные, 2 см в длину, чашечка трехлопостная, снаружи волосистая, чашелистики заостренные. Плод — яйцевидная коробочка, 3,5 см в длину и 3 см в ширину. Описание исчерпывающее. Как его использовали люди и использовали ли вообще, не ясно, так как на дерево вообще внимания не обращал никто, пока оно не вымерло, вернее, пока какой-то местный фермер не вырубил последний экземпляр, расчищая участок для собственного ранчо.
Ginkgo Bioworks, конечно же, не собирались воссоздать все дерево, это невозможно, да вначале и не нацеливались именно на этот вид — просто возникла идея. Остатки растений, добытые из вечной мерзлоты, их не удовлетворили, поэтому ученые обратились в Гарвардский университет, а именно в его гербарий и библиотеки. Им выдали для исследования 14 образцов, среди которых было отобрано три вида, в том числе герой нашей статьи. Для исследования было достаточно кусочка высохшего растения размером с ноготь мизинца. Сотрудники палеогеномической лаборатории Калифорнийского университета в Санта-Крус секвенировали ДНК растения, в частности последовательности, кодирующие ферменты, производящие запах цветков, и, внедрив восстановленные последовательности в геном хлебопекарных дрожжей, отправили полученную химеру в берлинскую лабораторию Toolas, которая имеет собственную библиотеку запахов, состоящую из 10000 образцов со всего мира.
Осталось взять образцы, присланные из США, и сравнить их структуру со структурой образцов, собранных берлинской лабораторией. На это ушло примерно восемь месяцев подбора, сравнения и создания уникальной интерпретации возможного аромата, который издавали цветы гибискадельфуса. Всего вариаций запаха было десять. Конечно, вряд ли хоть одна из них в точности соответствует истинному запаху цветов, а даже если и да – нет никого, кто бы это с уверенностью мог подтвердить. Но каждая вариация потенциально близка к оригиналу. Казалось бы, результат пустяковый, но только подумайте, какой шаг вперед сделала наука, добившись его! #КнигаРастений искренне надеется, что синтетическая биология вскоре станет такой же привычной для человеческой жизни, как, скажем, беспроводной интернет. А пока не отписывайтесь!