По первым сериям 4-го сезона "The Boys" было отчётливое ощущение разочарования. Хотя, казалось бы, сериал продолжает делать примерно то же, что и раньше. Что же не так?
Во-первых, он уходит в откровенную, прямолинейную политическую сатиру, от которой особенно достаётся "правым". Раньше бы такую сатиру назвали газетной, сейчас, возможно, точнее её определить как блогерскую или стендаперскую. Такой злободневный юмор на быструю руку, не всегда высокого качества. Например, с одной из новых героинь сериала, Зажигалкой (Firecracker), связано высмеивание конспирологических теорий, нелепых разоблачений из серии "вся правда о..." и тому подобного, что одинаково пользуется популярностью в любой стране.
Из диалога Кимико и Французика (на языке жестов):
— Люди реально верят в эту фигню?
— Люди поверят во что угодно. Даже в нечто столь нелепое, как высадка на Луну.
Во-вторых, сама борьба "пацанов" и примкнувших к ним "хороших" суперов против "плохих" всё больше комизируется (есть такое слово?), всё больше обрастает гэгами, шутками ниже пояса. Но ведь это было и в предыдущих сезонах. В завязке первого сезона Прозрачного ликвидировали, засунув ему взрывчатку в задний проход, и дальше сфера телесного низа в "Пацанах" изображается самым исчерпывающим и изобретательным образом, как и сексуальность в её самых причудливых проявлениях. Оторванные руки, отрезанные ноги, разлетающиеся внутренности, брызги крови на лицах крупным планом, – тоже привычное дело.
Тут смешиваются жанры, это сатира и пародия, это низкая комедия и чёрная комедия, где-то на самой грани того, что считается приемлемым, допустимым в качестве зрелища, сериал испытывает эту грань на прочность и отодвигает её. Тут ведётся игра с контекстом массовой культуры и кино (если в первом сезоне были явные иронические параллели с "Матрицей", то в четвёртом есть, например, крупная отсылка к "Бойцовскому клубу"). И всё это и выделяет "Пацанов" среди супергеройских сериалов. Но был ещё и слой "серьёзных" смыслов, о чём говорилось в предыдущем посте. И вот этот "серьёзный" слой в первых сериях 4-го сезона истончился, и его накрыло сальным и политическим юмором.
Стараясь подкрутить тему сложности героев, которых нелегко разделить строго на два лагеря "хороших" и "плохих", авторы добавляют в биографии условно хороших героев (Французика, Кимико и даже Старлайт) неблаговидные и попросту ужасные эпизоды. Именно в биографии, в их прошлое, о котором мы не знали, а не в новые события с их участием, которые могли бы быть сюжетно обоснованы. И этот приём кажется сомнительным.
Взять историю из детства Старлайт, что она распустила гадкую сплетню про конкурентку. Она, эта история, вырастает из ниоткуда. Ничего из того, что мы видели до этого, ничего из того, что мы знали о Старлайт, не предполагало такого поступка, пусть даже в детстве. Ещё большим насилием над сюжетом выглядят открывшиеся страшные тайны Кимико и Французика.
В хорошем произведении всё связано, и если вскрывается нечто важное из прошлого, оно бросает отсвет и на то, что происходило на наших глазах, оно может объяснять что-то в мотивах героев, например. Здесь же "скелеты в шкафу" хороших героев нужны, по-видимому, лишь для того, чтобы добавить им черноты "задним числом". Мол, вы боретесь со злом в лице Воут, Хоумлендера, Виктории Ньюман, но посмотрите на себя, вы-то тоже далеко не ангелы. Только это отдаёт всё же шулерством. К тому же ведь и нужды не было в таких приёмах. Та же мысль уже прекрасно работала в предыдущих сезонах на примере Бутчера и Хьюи.
Параллельно с очернением "хороших" героев происходит не то чтобы обеление "плохих", но объяснение причин того, почему они стали "плохими". Если такое объяснение должно было вызвать к ним сочувствие, то нет, не вызывает. В первую очередь, речь о Хоумлендере, конечно. Выясняются новые "шокирующие" подробности его нелёгкого детства. Помимо безжалостных экспериментов над маленьким Хоумлендером ему ещё, оказывается (не бог весть какой спойлер), привили "потребность в одобрении и любви":
— "Воут" привлекла лучших в мире психологов. Они разработали процедуру для тщательного создания этой нужды, чтобы ты был послушным. <...> Твоя потребность в любви так сильна, так человечна, что тебе её никогда не преодолеть.
Девиз самого же Хоумлендера на этот сезон звучит так: "Пора преодолеть потребность в любви". Можно подумать, что раньше эта потребность как-то мешала ему мучить, унижать, абьюзить и убивать. В самом растиражированном кадре сезона забрызганный кровью с ног до головы Хоумлендер счастливо улыбается (видимо, преодолел). Что это поменяло в самом Хоумлендере, не очень понятно (окончательно принял себя как злодея?).
Из новых тем плодотворной казалась линия, связанная с супером-интеллектуалкой Сестрой Сэйдж, но весь потенциал интереснейших вопросов о служении интеллектуала злу (тирану) разрешился куцым ответом:
— Зачем ты мне помогла?
— Узнать, смогу ли.
И всё же... И всё же во второй половине сезона что-то склеилось, "серьёзный" слой снова показался из-под груды гэгов, и оказалось, что главная тема этого сезона – прощение и примирение. Скелеты в шкафу, травмы, вина и жажда мести, – выбраться из всего этого героям удаётся только одним способом – простив себя, простив другого... Между прочим, пародийным образом в эту тему попадает и "преодоление потребности в любви" Хоумлендера. Он тоже таким образом "простил" себя за все злодейства, не перестав, разумеется, быть злодеем. Но это пародийное "прощение" оттеняет искреннее раскаяние и примирение с собой "хороших" героев.
А по части прощения других преуспел Хьюи: тут и примирение с мамой, бросившей его в детстве, и совсем уж неожиданное прощение (опять небольшой спойлер) Экспресса, убившего его девушку. Кстати, композиционно здесь очертила круг линия участия Хьюи в проекте "The Boys", в войне с суперами. Ведь он и включился в эту войну из мести Экспрессу. Казалось бы, можно ставить точку, обнимать врагов, ронять скупую "пацанскую" слезу, но под самый занавес сериал снова переворачивает всё вверх дном, и опять возвращается порочный круг насилия и ненависти. А значит, будет новый сезон и новые ожидания (и новые разочарования, не исключено).
Все обзоры и отдельные посты о сериалах собраны здесь.
Если вам понравился текст, вы можете помочь в развитии канала, поставив свой лайк и подписавшись. Это, правда, ценно и мотивирует автора. Комментарии приветствуются, как и доброжелательный тон общения.
Можете подписаться также на телеграм-канал автора.
Что ещё интересного в этом блоге: