Если первый сезон "Дома Дракона" ещё мог ожидаться с робкой надеждой на чудо, на новую встречу с тем миром, который подарила "Игра престолов", то за два года горечь разочарования от этой несостоявшейся встречи притупилась, пришла стадия принятия, и второй сезон уже можно было смотреть бесстрастно, с холодным сердцем и исследовательским интересом.
"Дом Дракона" взял от "Игры престолов", казалось бы, самое зрелищное, самое отличительное, – триаду "секс, кровь и драконы", дворцовые интриги, неожиданные смерти (хотя здесь уже надо делать оговорку – в "ДД" выбывают только второстепенные персонажи, и такого эффекта неожиданности, как в "ИП", конечно, нет). При этом "ДД", будучи приквелом (его события начинаются за 172 года до рождения Дейенерис), стремится сохранить преемственность с "ИП", протянуть ниточки в обратном направлении. Пусть зритель вынужден был расстаться с полюбившимися героями, но ему будет радостно услышать знакомые имена Ланнистеров, Старков и других домов и увидеть знакомые локации – Красный Замок (в обоих сериалах это резиденция действующего правителя и оплот антагонистов), Драконий Камень (резиденция основного претендента на трон, через которую протягивается нить между Рейнирой и Дейенерис), во втором сезоне "ДД" немаловажную роль играет Харренхолл, обгорелый и проклятый уже и в эти времена.
Параллели между двумя сериалами устанавливаются и на сюжетном уровне. Снова событием, которое кладёт начало всей истории, кардинально нарушает течение жизни героев, закручивает основной конфликт, вовлекая в него всё большее количество персонажей (в пятичленной структуре драмы это и называется основным событием) становится смерть короля-патриарха (в "ИП" это Роберт Баратеон, в "ДД" – Визерис Таргариен). Она ввергает страну в смуту, влечёт за собой борьбу за наследство, за власть над Семью Королевствами. Символически эта власть воплощена в Железном Троне, который символически же сожжёт дракон Дрогон в финале "ИП".
Объединяет оба сериала и то, что, несмотря на заявленную сложность и неоднозначность персонажей, у каждого из которых своя правда, всё равно есть те из них, кому зритель симпатизирует больше. И в начавшейся войне Таргариенов и их союзников, "зелёной" и "чёрной" фракции, мы на стороне последних, на стороне Рейниры (хотя после спора в комментах к посту о Шарикове и профессоре Преображенском уже ни в чём нет уверенности).
Но чего же тогда не хватило "Дому Дракона", чем он принципиально отличается от "Игры престолов"?
Прежде всего, как мне кажется, была утрачена эпичность в смысле именно эпического размаха, масштаба. Ведь, во-первых, в "ИП" на фоне политических интриг и распрей происходит нечто, несопоставимое по значимости: наступление армии мёртвых, а это и метафорическая смерть, и реальная угроза уничтожения всего живого в мире, которая обесценивает любые «игры престолов» и хоть на какое-то время объединяет враждующих. Уже за счёт одного этого действие сериала выходило на метафизический уровень, перерерастая «"Карточный домик" в средневековых декорациях», как иногда поверхностно характеризуют "ИП".
А вот "Дом Дракона", к сожалению, по своему сюжету не перерастает уровень политической междоусобицы и оказывается в этом смысле большей "игрой престолов", чем сама "Игра престолов". Отдельные намёки на грядущую битву с мёртвыми есть и в "ДД", но они остаются не более, чем намёками, и служат пока больше для связи с "ИП", но никак не влияют на сюжет самого приквела.
Во-вторых, "ДД" уступает "ИП" и в географическом размахе. В "Престолах" события происходили практически на всём пространстве известного мира: на дальнем Севере, включая области за Стеной, по всему Вестеросу, на Востоке – в Дотракийских степях и в Заливе Работорговцев, в Браавосе, в Дорне, и все эти сюжетные линии были связаны, и герои проходили путь не только духовный, но и буквальный, пространственный, и всё это как нельзя более соответствовало эпическому жанру.
В "ДД" основное действие зажато на небольшом пятачке, в треугольнике Королевская Гавань – Драконий Камень - Дрифтмарк. Во втором сезоне пространство немного расширяется за счёт Харренхолла и сюжетно важной битвы у Грачиного приюта, ещё нескольких локаций, а в первой серии второго сезона нам показывают даже Стену. Но всё это мало меняет камерный в целом характер действия сериала, сосредоточенного на мышиной драконьей возне вокруг трона.
В третьих, в "ДД" меняется и тон этической проблематики. Ведь даже в политических дрязгах «Престолов» мы постоянно видели предельные вопросы, когда на кону оказывается жизнь, честь, восстановление справедливости. "Дом Дракона" больше склонен к социальным темам, причём окрашенным актуальностью, если так можно выразиться, и это тоже выводит его из эпического измерения.
Например, "ДД" считается более феминистским сериалом, чем "ИП", хотя, на мой взгляд, это неочевидно. Но если говорить о выраженности акцентов на эту тему, то да, здесь они доминируют, в отличие от тематически более разнообразной "ИП". В первом сезоне "ДД" в центре внимания были многочисленные роды, снятые натуралистично, подробно и жестоко (чтобы ни одному патриархально настроенному зрителю мало не показалось). Тема репродуктивной эксплуатации женщин присутствовала и в "ИП", но здесь она заявлена сразу, звучит прямолинейно и максимально интенсивно, возможно, вообще как основная во всём первом сезоне.
Во втором сезоне акцент сместился к теме "женщина и война". И Алисенту, и Рейниру пытаются отстранить от управления, мол, ладно ещё в мирное время, но война – не женское дело. В то время, как мужчины одержимы кровью, местью, властью, без конца убивают друг друга, покрывая целые долины трупами, не жалеют ни своих братьев, ни малолетних детей, женщины выглядят более уравновешенно, пытаются как-то договариваться, нацелены на поиски мирного решения конфликта, а если и участвуют в прямой схватке, как Рейнис, то не преследуют при этом никаких эгоистичных, корыстных целей.
Возможно, с учётом женского "лица" сериала и для чистоты оптики логично было бы выбрать в шоураннеры женщину, как это сделали с 4-м сезоном "Настоящего детектива".
Война вообще становится центральной темой второго сезона. Но, по ощущениям, то, что мы должны были бы увидеть в действии, во многом подменяется рассуждениями героев. Так, в 3-й серии после первого масштабного военного столкновения более опытная Рейнис объясняет молодой Рейнире "на пальцах", что причины начала войны, во-первых, неочевидны (такой причиной может быть "узурпация" трона или убийство ребёнка – наследника престола, или предшествующее ему убийство Эймондом Люка, сына Рейниры, и так можно находить всё более ранние причины), во-вторых, в какой-то момент причины уже не важны, о них никто не помнит, остаётся только желание мстить и убивать, а значит, надо искать возможность компромисса и перемирия.
Вероятно, всё это хорошо и правильно сказано (и очевидно, отсылает к нынешним вооружённым конфликтам), но звучит в значительной мере абстрактно, потому что сами события в сериале, сама драматургия, сама душевная эволюция героев ещё не привела (и не приведёт) нас к этому пониманию. А значит, слова остаются лишь словами.
Метафорой гражданской, братоубийственной войны служит сцена дуэли братьев-близнецов, но она, драматичная и символическая по замыслу, невольно приобретает комический оттенок: мы и до этого не особенно близко знали этих братьев, а тут во время их драки вообще перестаём различать, кто есть кто, и, что важнее, это нас мало трогает. Здесь разительное отличие от другого поединка братьев-врагов – Пса и Горы в финальном сезоне "Престолов", подготовленного всей предыдущей долгой историей и действительно выходящего на архетипический уровень.
С войной в сериале, точнее, с её сюжетной реализацией, связана ещё одна проблема. Вообще-то при наличии драконов все человеческие сражения, а стало быть, и человеческие подвиги, не имеют особого смысла. Как сформулировал это рыцарь Кристон Коль, попавший под драконий "обстрел" и заработавший себе ПТСР, "когда танцуют драконы, люди – лишь прах в их тени". Драконы уже в "ИП" выглядели метафорой оружия массового поражения, и сожжение Королевской Гавани разъярённой Дейенерис, по сути, сравнимо с атомной бомбардировкой Хиросимы и Нагасаки.
И как эту войну тогда вести, как она в принципе возможна между двумя сторонами, у каждой из которых на вооружении есть драконы? В какой-то момент в "ДД" звучит такой мотив: мол, нельзя использовать драконов в бою, потому что тогда противник тоже их применит, и всем конец (что-то очень похожее на взаимное ядерное сдерживание в наше время). И до поры до времени драконы выполняют только разведывательную функцию, но, само собой, очень недолго. Потому что зачем ещё зритель включил сериал про драконов, если не затем, чтобы увидеть дорого сделанные сцены их сражений?
Так что тема "драконьего сдерживания" уже к 4-й серии сошла на нет, зритель был удовлетворён зрелищем (пишут, что эта 4-я серия по просмотрам сравнялась с лучшими сериями "ИП"), но проблема-то осталась. То есть это и проблема сюжетной логики, и проблема того, как ввести человеческое, этическое измерение в драконью войну. Теперь она, очевидно, перенесена в 3-й сезон.
Четвёртое отличие "ДД" от "ИП", может быть, поверхностно-чувственное и в большей степени субъективное, но факт остаётся фактом: герои "Дома Дракона" попросту не стали близкими, их приключения и переживания не вызвали и десятой доли той степени вовлечённости, какая случилась с героями "Престолов". Может, тут дело отчасти и в кастинге, но, скорее всего, в самой истории. Пожалуй, только Рейнира (в исполнении Эммы Д'Арси) как-то удерживает зрительское сочувствие и внимание, а один в поле не воин, даже и на драконе. И вот настолько, чтобы захотелось погружаться и, условно говоря, отличать Джекейриса от Джейхейриса, сериал, увы, не захватывает. Но 3-й сезон через два года, само собой, посмотрим. Одним глазком.
Все обзоры и отдельные посты о сериалах собраны здесь.
Если вам понравился текст, вы можете помочь в развитии канала, поставив свой лайк и подписавшись. Это, правда, ценно и мотивирует автора. Комментарии приветствуются, как и доброжелательный тон общения.
Можете подписаться также на телеграм-канал автора.
Что ещё интересного в этом блоге (кроме сериалов):