Режиссёр Ян Фрид прославился экранизациями испанской классики – «Собаки на сене» (1977) и «Благочестивой Марты» (1980), однако, в его творческой биографии были и другие знаковые киноработы, пусть и не такие роскошные, как вышеуказанные костюмные феерии. Вот, например, «Весенние хлопоты» (1964) – комедия о хорошенькой девушке-садоводе, которая решила облагородить территорию комбината.
Этот фильм хорош ещё и тем, что в нём отразились многие тенденции эпохи. Например, показан домостроительный комбинат – организация, занимающаяся поточным изготовлением и сборкой панельных зданий. Идею таких производств стали продвигать в конце 1950-х на волне «быстрого» строительства – тех самых хрущёвок. И первый ДСК был создан в Ленинграде – там и происходит действие фильма.
В кадре мы наблюдаем не только старый город с его достопримечательностями, но и, главным образом, солнечные новостройки. Тогда в кино часто показывали современные кварталы, кафе-стекляшки и гастрономы. Но вернёмся к фабуле! На комбинат распределили озеленителя Женечку (Тамара Королюк) и она полна решимости создать на территории, не занятой производственными нуждами, настоящий оазис.
Это – тоже веяние времени. Тогда очень много писалось об эстетике – выходили книги и брошюры «Эстетика поведения», «Эстетика помещения», а насчёт озеленения пространств говорилось везде и повсюду. В этом виделось нечто большее, чем красота. Дескать, человек рядом с природой становится добрее и чище. Об этом говорит и Женя, пытаясь достучаться до начальника (Николай Крючков) и всех тех, кто должен ей помогать в её миссии.
Однако поначалу ей благоволит только шофёр Сергей (Владимир Трещалов), который влюблён в Женю – он, будучи авантюристом по природе, ловко манипулирует теми, от кого зависит отгрузка саженцев, земля, работы. И поэтому честная Женя гневно отвергает такую помощь и ссорится с парнем. Она слишком положительная, чтобы идти кривыми дорожками к прекрасной цели! В финале, молодые люди, конечно же, мирятся.
Да, ещё приметы 1960-х! На комбинате трудятся двое «физиков» - Володя и Радик (Станислав Соколов и Александр Леньков). Они сбежали из дома, так как родители хотели их «пропихнуть» в стоматологический вуз, и устроились на производство, чтобы по вечерам учиться тому, что увлекает – физике. В их комнате - плакаты с формулами Эйнштейна, Бора и Планка.
Да, ребятки снимают комнату у эффектной пожилой мадам (Гликерия Богданова-Чеснокова) и мучают её своими опасными изобретениями – она же заставляет пацанов копать её огород! Или бывший кистевой маляр дядя Пудя (Георгий Вицин), который ушёл с любимой работы, так как «нынче красят валиками», а это уже не искусство, и устроился дворником на комбинат. Небольшие роли, а целая история!
В конечном итоге, все работники ДСК, включая крашеную буфетчицу Клавочку (Светлана Дик) проникаются идеями озеленения и помогают Жене в её благородном деле. Лента не самая популярная, однако, милая и позитивная – дарит хорошее настроение. Вообще, 1960-е этим и отличались - радостным ожиданием будущего и пониманием, что грядущее не приходит само по себе - надобно выстраивать. И - озеленять.
Zina KorZina (c)
- Ещё фильмы-настроения 1960-х: