Найти в Дзене
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Происшествие, которого никто не заметил» - о красоте и самовосприятии

Фильм «Происшествие, которого никто не заметил» (1967), снятый знаменитым сценаристом и писателем Александром Володиным по собственной же фабуле, знают гораздо меньше, чем забойный сюр «Настя» (1993), созданный Георгием Данелией по той же повести. Эти два фильма – отражение эпох. В первом – настроение 1960-х, во втором – узнаваемое, хотя и доведённое до абсурда начало 1990-х.

Кадр из фильма «Происшествие, которого никто не заметил» (1967). Скриншот.
Кадр из фильма «Происшествие, которого никто не заметил» (1967). Скриншот.

«Настю», как сюжет, я пока не разбирала, точнее в одной из статей попыталась уяснить, зачем Полину Кутепову «превратили» в кукольно-типовую Ирину Маркову, ибо могли бы просто накрасить и причесать, нарядить в мини (она длиннонога) и поставить на каблуки. Вот в «Происшествии…» героиня Жанны Прохоренко – всё та же Настя Плотникова не становится кем-то иным, она просто воображает себя красивой и всем интересной.

Кадр из фильма «Происшествие, которого никто не заметил» (1967). Скриншот.
Кадр из фильма «Происшествие, которого никто не заметил» (1967). Скриншот.

Итак, простая и милая девушка Настя работает в овощном магазине (у Данелии там – канцтовары) и мечтает о любви. Но всё не складывается. Живёт с мамой-дворничихой, которая хочет, чтобы у её дочки было всё, как у людей. Настя же видит себя непривлекательной, унылой и неинтересной, хотя саму актрису Жанну Прохоренко считали симпатичной, как минимум. Эта вещь – о самовосприятии.

Кадр из фильма «Происшествие, которого никто не заметил» (1967). Скриншот.
Кадр из фильма «Происшествие, которого никто не заметил» (1967). Скриншот.

Остановлюсь на одной детали, которая есть и в «Происшествии…» и в варианте «Насти». Там есть момент, когда девушка просит некоего Шурика прийти к ней в гости, чтобы мама успокоилась. Дескать, личная жизнь имеется - вот вам доказательство. Тот, как все непопулярные мальчики, быстро начинает хамить. Вообще, именно у парней-лузеров – колоссальное самолюбие в этом плане.

Кадр из фильма «Происшествие, которого никто не заметил» (1967). Скриншот.
Кадр из фильма «Происшествие, которого никто не заметил» (1967). Скриншот.

Неудачник делит всех особ женского пола на два типа: 1) королевы красоты, коих Я недостоин; 2) третьесортные лoхушки, которых Я не хочу. В его скромной (или, скорее, отсутствующей) практике есть либо идеальный образ, как правило, попсово-журнальный, либо – ужас-ужас, и на такое неохота даже тратить время. Подобный Шурик защищается от психотравм при помощи намеренного ограничения выбора.

Кадр из фильма «Происшествие, которого никто не заметил» (1967). Скриншот.
Кадр из фильма «Происшествие, которого никто не заметил» (1967). Скриншот.

К слову, у невостребованных девиц – ровно та же конструкция, только эталон, скорее, книжный. Все, кто не мистер Дарси и не Леголас, могут идти лесом. Но вернёмся к нашей героине! В какой-то момент Настя представляет себя богиней и …становится ею. (Или то была её фантазия?) А всего-то актрису переодели в белое, модное платьице, уложили волосы в хорошую причёску и сделали небольшой макияж. Все начинают оглядываться в восхищении.

Кадр из фильма «Происшествие, которого никто не заметил» (1967). Скриншот.
Кадр из фильма «Происшествие, которого никто не заметил» (1967). Скриншот.

Однако это не приносит Плотниковой счастья, и она решает стать «собой».
Да, Настя, даже, будучи «некрасивой», обращает на себя внимание интересного парня – Толи (Виталий Соломин). Вот крутые мальчики довольно часто западают на обычных с виду девчонок. И на шикарных - тоже. И на специфических. Отсюда проистекает завистливый вопрос-феномен:
«И что он в ней нашёл?» В финале мы понимаем, что Настя и Толя будут вместе.

Кадр из фильма «Происшествие, которого никто не заметил» (1967). Скриншот.
Кадр из фильма «Происшествие, которого никто не заметил» (1967). Скриншот.

Чем хорош этот фильм? Не содержанием - оно слабее, чем у Данелии. Настроением времени. Эта дивная полупрозрачность, состояние потока, осознание возможностей. Все куда-то идут, о чём-то говорят, где-то оказываются. Солнце, вода, каблучки по асфальту стучат... 1960-е были невероятно «весенней» эпохой с её культом юности, искренности, свежести. До шедевра не дотягивает, но, если хочется прочувствовать полёт, свойственный поколению, то – годится более чем.

Zina KorZina (c)

  • Список моих статей о фильмах 1960-х годов.