Я очень люблю фильм «Каникулы Кроша» (1980), но о Кроше есть ещё один фильм - «Приключения Кроша» (1961) - не такой эффектный, но отражающий настроение Оттепели.
Уникальная особенность повестей Анатолия Рыбакова о Сергее Крашенинникове состоит в том, что их можно было экранизировать в любую эпоху без вреда для фабулы.
Напомню, что сюжет «Каникул» был перенесён в реалии 1980-х годов, хотя вещь написана гораздо раньше – в середине 1960-х. Но обратимся к киноработе Генриха Оганесяна, где помимо всего прочего, блеснул юный Никита Михалков, правда, не в главной роли.
Он сыграл одного из приятелей Кроша – забавно-предприимчивого Вадима. Итак, о чём фильм? Ребята-старшеклассники должны отработать практику на автобазе... Да-да. Всё именно так серьёзно – в СССР детям поручались довольно серьёзные задания.
Крош – один из них. Он, как и его одноклассники, чувствует себя взрослым – у него есть даже первая любовь, хорошенькая-тоненькая Майя. Но речь пойдёт не о чувствах – о краже, которую дотошный Серёга Крашенинников будет расследовать!
Кто-то увёл со склада новые амортизаторы и подозрение падает на шофёра Зуева, хотя, многим ясно, что это не он. Это подозрение нагнетает ловкий да хитрый слесарь Лагутин…
Напомню, что в СССР бытовали кражи с производства – даже имелось понятие «несуны», с которыми боролись всем обществом, но, увы. В номерах журнала «Крокодил», как минимум одна-две карикатуры бывали посвящены этому явлению.
И Крашенинников решает восстановить справедливость. Он выводит на чистую воду Лагутина – это именно он таскал детали, да ещё используя чужие автомобили, которые были отданы в починку.
Если честно, в книге всё рассказано интереснее и глубже, а в киноверсии – как-то смазано. Лично мне фильм нравится исключительно своим настроением – эпоха космоса, новостроек, солнечных проспектов.
Нам показывают яркие утра с поливальными машинами, радостные вечера с огоньками домов, почти открыточные или – живописные виды – при том, что фильм не цветной. Однако цвет буквально чувствуется.
Эти молодёжные кафе-стекляшки со светильниками в минималистическом стиле! На девушках юбки фасона «колокол» да каблучки-гвоздики! Ларьки Союзпечати с журналами и фотокарточками актрис!
Радостные витрины! Куда-то едущие автобусы, бесконечное строительство, шум города... А главное – чувство будущего, которое непременно наступит. В кино 1960-х это было основной линией.
Zina KorZina (c)
- Ещё фильмы о молодёжи 1960-х: