Этот материал не только подборка фактов для любителей истории, но и повод задуматься о реальности. Война, построенная на пресловутых "ответках" или даже "ударах возмездия" еще никогда в истории победой не заканчивалась. Надо понимать, что такая стратегия рассчитана на по возможности быстрое завершение противостояния и восстановление со временем "перспективного партнерства", а не на сокрушение врага если не раз и навсегда, то на долгие годы.
Советское военное и политическое руководство во время Великой Отечественной войны все это прекрасно понимало. ВВС Красной Армии (фронтовые бомбардировщики) и даже самолеты авиации дальнего действия (АДД) вынуждены были наносить удары и по советской земле - по городам и селам занятым противником, по железнодорожным узлам, по мостам и дорогам, по ремонтным предприятиям, которые пытался использовать враг. Надо совершенно четко понимать, что ТАМ, куда падали бомбы с наших бомбардировщиков, находились не только солдаты неприятельской армии, склады с боеприпасами и боевая техника врага. Дальше эту мысль развивать не будем, чтобы вой возмущенный не спровоцировать. ЭТО БЫЛО (см. документы). А раз наша авиация ( и артиллерия порой) вынуждена была наносить сопутствующий вред своим собственным гражданам, то чужих и вовсе жалеть не было никакого смысла. Это ПОСЛЕ войны они станут народом, с которым мы типа не воюем и который был обманут реакционным режимом. А ВО ВРЕМЯ войны это был важный ресурс врага, состояние которого определяло степень боеспособности вражеской армии. Отметим однако, что только такая бескомпромиссная борьба, в которой не щадили ни своих, ни чужих, в тогдашней обстановке могла привести к Победе. И привела, кстати.
Вражеские города не щадили вовсе. Ибо это, прежде всего, "административные центры" и "транспортные узлы". А еще промышленный потенциал, который не только в корпусах заводов и станках, но и в людях, способных и готовых на них работать. Ниже мы приводим таблицы из составленного уже в конце войны сборника под названием "Боевой путь 25 Гвардейского тяжело-бомбардировочного полка" - ссылка на полную версию см. внизу. Данная часть имела на вооружении четырехмоторные ТБ-7 (Пе-8) и первые три года войны действовала вне фронтового подчинения по особо важным целям.
Эта таблица с 15-й страницы документа. Список целей открывается пунктом "города". В конце таблицы добавлены, правда, более мелкие населенные пункты и отдельные укрепрайоны.
Итак, из зарубежных населенных пунктов от советской АДД досталось "по площадям" многим. ТБ-7 наносили удар, как правило, ночью, ориентируясь по подсветке САБами, сброшенными первым эшелоном, и очагам пожаров. Других способов "высокоточных ударов" тогда не существовало для бомбардировки с горизонтального полета. В кого прилетело, в того прилетело. Давались примерные координаты: "центр города", порт, станционные постройки на юго-восточной окраине, перекресток дорог у... и пр. Вот список: Берлин, Кенигсберг, Мемель, Резекне (Латвия, но советской она еще толком не стала), Лабиау (ныне Полесск в Калининградской обл.), Данциг, Невель, Вильно, Инстербург, Мариенбург, Варшава, Штетин, Штольц, Будапешт, Тильзит, Бухарест, Каунас, Таллин, Хельсинки, Лайс (Эстония).
Далее идут таблицы "Жел.дор. узлы" и "Аэродромы".
В частности, можно отметить, что ТБ-7 25-го Гвардейского ТБАП (до этого 746-й АП ДД, а еще до этого - 432-й АП ДД) бомбили порт Констанцу, Рижский порт, Варшавский ж/д узел, Тильзит (ж/д узел) - это вне территории СССР.
Бомбовая нагрузка ТБ-7 (Пе-8) от года к году увеличивалась, но даже 2000 кг бомб (по состоянию на 1941 год), сброшенных ОДНИМ самолетом (а летали всегда группой на такие задания) причиняли заметный ущерб не только военным объектам и транспортной инфраструктуре, но и прилегающим к ним кварталам. По-другому, к сожалению, было нельзя.
Ссылка на оригинал: