Найти тему
Светлана Васильева

Золотое кольцо Алтая. Сентябрь 2024. Часть 7.

Ссылка на часть 6:

Часть седьмая. Исполнение мечты.

Перевал Кату-Ярык
Перевал Кату-Ярык

С того самого дня в уже далеком 2020 году, когда я впервые открыла для себя, что кроме Чемала, Манжерока и озера Ая, существует еще один, совершенно иной Горный Алтай, Кату-Ярык стал для меня мечтой. Почему-то это место казалось мне такой далекой и труднодоступной целью, что спланировать и осуществить ее получилось только спустя 4 года. Кто-то скажет: "Да что там сложного: сел в машину - едешь - приехал, вот и весь путь". Но это мой рассказ, и мой путь, и под словом "путь" я здесь имею ввиду совсем не дорогу в ее прямом смысле.

Еще за несколько километров до перевала меня начало накрывать легкое волнение. То ли от предвкушения исполнения мечты, то ли от тревоги по поводу предстоящего спуска.

Сначала остановились на смотровой площадке, которая расположена за пару километров до самого перевала. Спускаемся к площадке, а на встречу нам...опять та же самая пара туристов из Казани, которую мы встретили вчера в Курае. Конечно ничего необычного в том, что мы ездили с ними в одни и те же места в один и тот же день, нет. Странность была в том, что по времени мы пересекались с ними так, что оба раза стоило нам начать идти от машины, они первыми шли нам на встречу, словно это был какой-то «сбой в матрице», ну или «Закон парных случаев» в деле.

Вид со смотровой площадки
Вид со смотровой площадки

С площадки открывается невероятный вид на долину реки Чулышман на юг, в сторону Телецкого озера. Горы здесь не столько поражают красотой, сколько завораживает масштаб, грандиозность творения. Стоя на краю становилось даже страшно. Муж, который серьезно боится высоты, и вовсе не подходил ближе, чем на метр. Дух захватывает! Невольно вырывается: «Вау!» - от осознания того, какой крошечный ты по сравнению с этой мощью и силой природы.

Подъехали к перевалу. Машин и людей достаточно много. Здесь еще одна смотровая площадка. На ней мы достали термос и принялись пить кофе «со вкусом исполнившейся мечты». Самый согревающий душу кофе в моей жизни.

На смотровой площадке на перевале
На смотровой площадке на перевале

На фото выше видны домики внизу в долине. Посмотрите и представьте с какой высоты нам предстояло спуститься.

Длина Кату-Ярык 3,9 км. Перепад высот от подножия до верха - 530 м. Средний уклон - 18% (10°). Количество поворотов - 9. Покрытие — грунт, камни; ограждений нет.

Для еще большего понимания всей «серьезности ситуации» привожу несколько обзорных фото перевала из интернета:

В начале спуска стоят не самые образцово-показательные предупреждающие таблички.

Начало спуска с Кату-Ярык
Начало спуска с Кату-Ярык

«Ну что, готовы?» - бодро сказал муж - «Поехали!» «Да уж, мы и впрямь как Гагарин» - подумала я. Нет, мы безусловно были не первые на этом перевале, просто было ощущение, что мы летим в неизвестность. Хотя, «летим», конечно, громко сказано - ползём на тормозах. Летели - это машины с местными номерами, которые то и дело упирались нам в спину, и приходилось пропускать их на ближайшем повороте. В целом спуск оказался не таким страшным. Если ехать «с головой», осторожно, то все пройдёт гладко. Немного адреналина мне подкидывали периодически открывающиеся виды с обрыва, в тех местах, где не было насыпи у края дороги. Опасно было на крутых поворотах на 180°, благо на них никто не ехал нам навстречу.

На середине последнего затяжного спуска почувствовали запах жженой резины. "Отпускаю тормоз, иначе колодкам хана!" - "Ты увереее...ооой..." - "Ну все, считай мы местные". По голосу мужа поняла, что больше можно не волноваться.

Стоянка после спуска
Стоянка после спуска

Оказавшись внизу вышли из машины оценить "масштаб проделанной работы". Мы были довольны. Включаю запись видео: "Слава, ну как впечатления?" - "Это надо прочувствовать! Это стоит того!" - "Еще бы".

Ссылка на часть 8: