Перед прочтением ознакомьтесь с:
На втором этаже располагается ряд личных и служебных интерьеров, среди которых выделяется Большой кабинет — самый просторный из личных помещений. Этот кабинет отражает изысканный вкус великой княгини Елены Павловны.
В период правления князя А.Д. Меншикова здесь была размещена приемная, отделанная великолепными голландскими изразцами. Особое внимание привлекает мебель, среди которой можно увидеть часы в элегантном корпусе из орехового дерева, оснащенные курантами и украшенные четырьмя позолоченными статуэтками.
В конце 1740-х годов, во времена великого князя Петра Фёдоровича, это пространство было преобразовано в Аудиенц-покой с новой отделкой: лепной потолок, паркет с шахматным узором, изразцовая печь, двери и панели из бука, шёлковые обои и зеркала.
В конце XVIII века, под руководством П. Аргунова, интерьер стал гостиной великой княгини Елизаветы Алексеевны, сохранив наборный паркет.
В 1850-х годах помещение было преобразовано в кабинет великой княгини Елены Павловны по проекту архитектора Гарольда Боссе. После утраты мужа и старших дочерей княгиня стала предпочитать тихие вечера с размеренными беседами на темы науки, искусства и политики, которые требовали уюта и уединенности, нежели шумные ужины и роскошные убранства.
Лепнина потолка и обивка стен полосками ситца в рамке сохранились до наших дней. Большой кабинет был наполнен мебелью, скульптурами и фарфором, а центральное место занимали картины в резных позолоченных рамах. В интерьере кабинета ярко проявляется асимметричная расстановка мебели, характерная для XIX века, что создает ощущение разделенности пространства на отдельные «островки». В центре комнаты расположен овальный стол, за которым можно с комфортом вести беседы за чашечкой чая.
Интерьер украшает скульптурный портрет композитора Антона Рубинштейна, в жизни и творческой карьере которого Елена Павловна оказала значительное влияние.
Кабинет украшен живописными произведениями, такими как картины, созданные С. Л. Норбленом и Л. Допре в честь визита Елены Павловны в Рим в 1829 году, портреты вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны в траурном платье и великого князя Павла Петровича. В западной части размещён портрет великой княгини Елены Павловны 1842 года работы Ж.-Д. Кура.
Следующими помещениями являются Опочивальня и Уборная. С середины XVIII века, когда восточная часть дворца была отведена под женскую половину, здесь традиционно располагались личные комнаты владелиц.
В 1860-х годах по инициативе Елены Павловны появилась Опочивальня великой княгини и Уборная. Стены этих помещений украшены яркой ситцевой тканью с цветочным орнаментом. Пространство разделено на различные зоны при помощи ширм и перегородок. Мебель изготовлена в стиле «орехового рококо».
Небольшая Дежурная комната примыкает к Опочивальне и находится в юго-восточной части дворца, рядом с Парадной лестницей. В XVIII веке она имела парадный интерьер и служила под различными названиями: «Первая палата на десять», «Передний покой» и «Штандартная».
При князе А. Д. Меншикове стены были обиты зелеными текстильными шпалерами с золотыми элементами. В отличие от соседних помещений — Мраморовой, Панельной и Наугольной, потолки которых украшали живописные плафоны, здесь потолок был декорирован росписью по штукатурке. Пол был выложен паркетом, состоящим из дуба, ореха, сандала и берёзы, а камин был обрамлен голландскими плитками.
В XIX веке, эта комната, смежная с Опочивальней и Уборной, стала известна как Дежурная. Она предназначалась для камер-юнгферы, которая сопровождала вельможу во время одевания. С середины века стены стали оклеивать бумажными обоями.
На границе XIX и XX веков Дежурная, как и другие помещения на половине герцога Михаила Георгиевича Мекленбург-Стрелицкого, была преобразована в библиотеку: была заделана южная дверь и установлен световой фонарь.
После этого мы спускаемся на первый этаж и оказываемся в зале Дианы. Помещения первого этажа западной части дворца стали известны как «Воронцовская половина» или «Покои Воронцовой». В период с 1738 по 1759 годы здесь, на месте простых служебных «палат» времён Меншикова, были созданы роскошные парадные апартаменты для фаворитки великого князя Петра Федоровича, фрейлины Елизаветы Романовны Воронцовой.
Центром фрейлинских покоев стало большое «зало», украшенное мебели из золочёного и красного дерева, стенными консолями с высокими зеркалами и малиновыми занавесками. Особую ценность интерьеру придаёт лепнина потолка в стиле рококо, сохранившаяся до наших дней.
Тонкая градация объёмов ручной лепки – от насыщенных рокайлей до едва заметных фигурок – на фоне перламутрово-голубого цвета создаёт ощущение лёгкости.
Лепной декор потолка зала был создан итальянским художником Джованни Джани. На южной части потолка представлен рельефный образ античной богини охоты и луны Дианы, а на северной — юноша Актеон, который вскоре превращается в оленя по воле Дианы. Оба персонажа изображены в виде путти с характерными атрибутами их мифа.
Зал украшает мраморный бюст мадам Дюбарри, фаворитки французского короля, запечатленной в карнавальном костюме Дианы.
В выставочных витринах размещены коллекции фарфора. Особенно примечателен Фаворитный сервиз, созданный на Севрской мануфактуре. На элементах этого сервиза можно увидеть портреты возлюбленных французских монархов Людовика XIV и Людовика XV.
В XIX - начале XX века комнаты для бывших фрейлин входили в состав парадных гостиных «запасной половины» дворца, а затем стали частью жилого пространства семьи герцога Г.Г. Мекленбург-Стрелицкого. В старом «зале» расположилась Нижняя гостиная жены герцога, графини Н.Ф. Карловой.
Примыкает к залу Дианы грациозный интерьер Опочивальни Елизаветы Воронцовой. Интерьер невелик. Главный элемент отделки - это легкая воздушная ниша (альков), в которой когда-то располагалась кровать Воронцовой.
Главное пространство апартаментов фаворитки – «спальня», соединялась с будуаром (Золотым кабинетом) и двумя комнатами западного ризалита. К восточной стене спальни примыкал «чуланчик» с лестницей, ведущей на второй этаж, в покои великого князя.
В 1758-1759 годах в спальне проводили отделку. Пол был покрыт паркетом из черного и желтого дуба, а также клена. Восточная часть спальни, где стояла кровать с роскошным одеялом, отделялась от остального пространства аркой с пилястрами, сделанной столяром И. Шмидтом из ольхи. Резьба Луи Роллана украсила её золотым рокайлем. Декорации задавали тон шёлковые обои зелёного оттенка, присутствовавшие на стенах, занавесках и обивке мебели.
Роспись перекрытий в этом интерьере была обновлена в 70-ых годах XVIII века. Тогда бывшие комнаты фрейлины стали называться «кавалерскими» гостевыми, а затем в 1770-1780-х вошли в личные покои императрицы Екатерины II. К 1870-м годам южная часть помещений была переоборудована под хозяйственные нужды, а XVIII век утратила часть своего убранства.
К 1870-м годам южная часть покоев Воронцовой была адаптирована для хозяйственных нужд: в западном ризалите обустраивалась кухня, а на месте бывшей спальни стали располагаться «кофешенская».
За Опочивальней расположена Гардеробная, представляющая собой небольшое помещение, которое соседствует с Кабинетом герцога Г. Г. Мекленбург-Стрелицкого. В прошлом это пространство использовалось как прихожая и «шкапная». В Гардеробной, как и в Кабинете, сохранилась оригинальная штукатурка, выполненная в конце 1890-х годов.
В конце XIX века интерьер «Покоев Воронцовой» был адаптирован под нужды последних владельцев дворца: семьи герцога Г.Г. Мекленбург-Стрелицкого и его жены Н.Ф. Ванлярской, которая в браке стала графиней Карловой. В южном угловом покое, который в XIX веке выполнял функции кухни и утратил свою первоначальную отделку, был организован рабочий кабинет герцога.
Кабинет герцога Георгия Георгиевича сохранил элементы отделки конца XIX века, включая лепные украшения на стенах и потолке в рокайльном стиле, а также искусно выполненный камин из искусственного мрамора. Интерьер наполнен мебелью из родного собрания Ораниенбаума. Например, столик, расположенный у восточной стены, украшен изображениями Ораниенбаумского парка, выполненными в технике прожига на столешнице.
Картины, украшающие стены, способны ярко описать историю династии Мекленбург-Стрелицких. У окна можно увидеть изображение императора Николая I, а его племянница, великая княгиня Екатерина Михайловна, вышла замуж за герцога Георга Августа из рода Мекленбург-Стрелицких. У них родились дети: Георг, Михаил и Елена, которые владели Ораниенбаумом до 1918 года.
На письменном столе и в шкафу-горке выставлены книги из библиотеки Г.Г. Мекленбург-Стрелицкого. Значительное значение в оформлении кабинета имели не только живопись и графика, но и множество фотографий.
В одном из помещений, пристроенных к главному зданию дворца с южной стороны в конце 1740-х годов, был создан миниатюрный «кабинет», соединённый с Опочивальней узкой резной дверью и использовавшийся хозяйкой как будуар. Это предназначение сохранилось и в начале XX века, когда здесь располагалась одна из «уборных» герцога Мекленбург-Стрелицкого.
В 1758-1759 годах данное пространство было оформлено роскошными деревянными панелями с золотой резьбой, лепным золотым потолком и паркетом из тёмного и светлого дуба, а также бука. В углу кабинета находился камин, оформленный лепниной и позолотой.
Мебель представляла собой классический набор для дамской уборной: столик с мраморной поверхностью, большое зеркало в золоченой рамке с десюдепортом, а также кресло, канапе и табуреты из красного дерева. Роскошь дополняли ткани оконных драпировок и обивки мебели в малиновом с золотом.
В 1770-1780-х годах, когда бывшие покои фаворитки стали частью личного пространства императрицы Екатерины II, стеновые панели кабинета заменили на лепной декор в стиле рококо, который сочетался с потолком. Эта изысканная отделка положила начало современному названию интерьера.
В будуаре проходила утренняя процедура ухода за собой, во время которой дама принимала своих визитеров. В центре потолка на облаке изображена Аврора, римская богиня утренней зари.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала
И обязательно ознакомьтесь: