Найти тему

Китайский дворец Екатерины II. Удивительные интерьеры

Китайский дворец — это главное сооружение ансамбля Собственной дачи императрицы Екатерины II. Именно здесь проявилось её увлечение садовыми затеями, и природа соединилась с архитектурой. Кажется, что время здесь остановилось.

Китайский дворец. Южный фасад. источник Википедия / автор Alex 'Florstein' Fedorov
Китайский дворец. Южный фасад. источник Википедия / автор Alex 'Florstein' Fedorov

В 1785 году немецкая принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская стала женой наследника российского престола великого князя Петра Фёдоровича. Излюбленным местом отдыха молодой пары стал Ораниенбаум, подаренный Петру Фёдоровичу Елизаветой Петровной в 1743 году.

В 1755 году великая княгиня Екатерина Алексеевна решила обустроить собственный сад, купив 100 десятин земли у князей Голицыных к западу от Большого дворца.

В 1757 году итальянский архитектор Антонио Ринальди приступил к разработке проекта Собственной дачи. План предусматривал создание парка с разнообразными павильонами, катальной горкой и Новым парковым дворцом (первоначальное название Китайского дворца).

В придворной терминологии слово «собственный» обозначало, что здание, павильон или сад предназначались для императорских особ и что только избранные могли сюда попасть.

Китайский дворец и часть Верхнего парка. Проект А. Ринальди
Китайский дворец и часть Верхнего парка. Проект А. Ринальди

Императрица называла Китайский дворец «Голландским домиком», как и «Монплезир». Но в 1774 году в камер-фурьерском журнале дворец стал называться «Китайским», благодаря оформлению нескольких интерьеров в китайском стиле. Мода на шинуазри пришла в Россию из Европы. При дворах европейских монархов стали популярны китайские комнаты, обставленные китайской мебелью и украшенные лаковыми панно.

Екатерина Алексеевна чутко уловила западную моду. После её восхождения на престол в 1762 году, загородный летний дом в Ораниенбауме начал превращаться в роскошный дворец.

Изначально Китайский дворец был одноэтажным. В середине XIX века по проекту архитекторов Л. Л. Бонштедта и А. И. Штакеншнейдера был надстроен второй этаж, застеклена галерея, подведённая под появившийся тогда же балкон, и соединены с южной стороны два ризалита. С востока и запада были пристроены небольшие помещения-антикамеры.

Паркет во дворце заслуживает особого внимания. В каждой комнате уникальный рисунок пола, который связан с декоративной отделкой интерьера. Форма потолочных плафонов часто отражается в рисунке паркета, и от него невозможно оторвать взгляд. Всё, что связано с деревом — резная мебель, деревянные панно, паркет — сделано русскими мастерами.

Для украшения интерьеров дворца были приобретены первоклассные произведения искусства. Важнейшую часть коллекции живописи составляют плафоны, созданные специально для Китайского дворца. Ни один из сохранившихся российских дворцов не может похвастаться таким собранием. Большинство плафонов были изготовлены по индивидуальному заказу в Венеции выдающимися мастерами Академии живописи и скульптуры.

Хотя в здании дворца можно было жить, за всё время его существования там никто не ночевал. Однако в нём были предусмотрены две спальни — для Екатерины II и наследника престола, великого князя Павла Петровича.

За 34 года своего правления Екатерина прожила в Китайском дворце всего 48 дней. Со временем императрица разочаровалась в своём загородном имении. Общественные вкусы быстро менялись, и Собственная дача, предназначенная для развлечений, вскоре стала памятником ушедшей эпохи.

В литературе о петербургской архитектуре упоминается, что императрица воспринимала это место как памятник первым этапам своей жизни в России.

Первый интерьер дворца — это Передняя. Вдоль стен, по сторонам от китайских ваз, стоят табуреты. Стены Передней были расписаны С. Торелли, но еще в XIX веке их заменили на роспись неизвестного художника, так как старые полотна пришли в негодность. А возле дверей сохранились орнаментальные росписи, выполненные С. Бароцци.

Гардеробная. источник bangkokbook.ru / автор фото неизвестен
Гардеробная. источник bangkokbook.ru / автор фото неизвестен

Справа от передней комнаты находится гардеробная. Это небольшое помещение. В былые времена в гардеробной пудрили парики, а затем комнату использовали как буфетную и библиотеку.

Розовая гостиная. источник bangkokbook.ru / автор фото неизвестен
Розовая гостиная. источник bangkokbook.ru / автор фото неизвестен

Из гардеробной можно попасть в розовую гостиную. Изначально она называлась «детской», но С. Бароцци решил украсить стены картинами на тему гибели Геркуланума. В 1852–1853 годах панно сняли для реставрации, но восстановить их не получилось. В 1894 году стены комнаты обтянули розовой тканью, и с тех пор она стала называться розовой гостиной. Гипсовые элементы потолка и стен были созданы из мокрой штукатурки, что требовало высокого мастерства, так как штукатурка быстро высыхала.

Розовая гостиная. источник bangkokbook.ru / автор фото неизвестен
Розовая гостиная. источник bangkokbook.ru / автор фото неизвестен

Комнаты в восточной части дворца были предназначены для наследника престола. Там находится штофная опочивальня — парадная спальня Павла Петровича. Изначально стены опочивальни были полностью покрыты штофом, отсюда и произошло название. В середине XIX века штофную отделку частично заменили на живописные панно, созданные по картинам европейских художников.

Опочивальня. источник bangkokbook.ru / автор фото неизвестен
Опочивальня. источник bangkokbook.ru / автор фото неизвестен

Комната была разделена на две части. В одной находилась кровать, которая не сохранилась до наших дней и реставраторы заказали ее копию во Франции. А во второй части Павла Петровича могли дожидаться слуги и приближенные. Настоящим украшением комнаты стали картины «Девушка на качелях» и «Амур на дельфинах», а также другие живописные работы.

Будуар. источник bangkokbook.ru / автор фото неизвестен
Будуар. источник bangkokbook.ru / автор фото неизвестен

Из Штофной опочивальни ведут два выхода: в будуар и кабинет Павла. Во времена Екатерины Будуар назывался «Живописный кабинет» и был украшен картинами. В 1853 году будуар картины заменили на панно из орехового дерева. В будуаре можно увидеть бюро Екатерины II, которое она привезла с собой из Германии.

Кабинет Павла Петровича — это небольшое помещение площадью около шести квадратных метров. В нем проходили занятия будущего императора. Стены кабинета украшены китайскими мраморными табличками с резными фигурами, а также иероглифами и пейзажами.

Анфилада парадных комнат начинается с Зала муз, предназначенного для музыкальных концертов. Своё нынешнее название он получил в XIX веке. Изначально зал называли «Живописная галерея» из-за росписей Стефано Торелли на стенах и падугах. На плафоне потолка изображена сцена из мифа о рождении Венеры, где она выходит из пещеры и её встречают грации. По мнению искусствоведов, «Зал муз» является классикой стиля рококо.

Зал муз. источник peterhofmuseum.ru/ автор фото неизвестен
Зал муз. источник peterhofmuseum.ru/ автор фото неизвестен

На стенах изображены девять муз — покровительниц искусства и науки. На потолке — плафон «Венера и грации». В зале находятся мраморные статуи Клеопатры и Лукреции, а также интересная композиция «Мальчик на дельфине».

Зал муз. источник peterhofmuseum.ru/ автор фото неизвестен
Зал муз. источник peterhofmuseum.ru/ автор фото неизвестен

Из Зала муз можно попасть в парк или Голубую гостиную. Название этой комнаты связано с голубыми шёлковыми стенами, но они не сохранились до наших дней. В середине XIX века бывшие владельцы Китайского дворца убрали шёлк, но название комнаты осталось.

Голубая гостиная. источник открытыйгород.рф / автор фото неизвестен
Голубая гостиная. источник открытыйгород.рф / автор фото неизвестен

Голубая гостиная украшена произведениями живописи XVIII века. На одной из стен висит картина «Похищение Европы» Франческо Альбани, а на плафоне потолка — «Время и знание» Франческо Цуньо. Среди десюдепортов можно увидеть «Амфитриту» и «Нептун» Якопо Гуарана, а также «Итальянский пейзаж» Франческо Цуккарелли. Над зеркалом висит картина «Два амура», автор которой остался неизвестным.

Большой зал. источник bangkokbook.ru / автор фото неизвестен
Большой зал. источник bangkokbook.ru / автор фото неизвестен

Большой или Овальный зал — место, где проводились балы и принимались гости. Большинство визитов Екатерины II на Собственную дачу завершались ужином в этом зале. В отличие от других комнат дворца, интерьер Большого зала выполнен в стиле классицизма и предвосхищает интерьеры, созданные Ринальди в Санкт-Петербурге, Царском Селе и Гатчине. Внешний вид этого парадного зала строгий и величественный, его декор изысканный и благородный. Стены и коринфские колонны украшены искусственным мрамором различных оттенков.

Большой зал. источник bangkokbook.ru / автор фото неизвестен
Большой зал. источник bangkokbook.ru / автор фото неизвестен

Большой зал накрыт невысоким куполом с круглыми окнами. Большие двери, застеклённые до самого пола, открывают вид на парковый сад и луг. Над дверями расположены барельефы из белого мрамора с изображениями Петра Великого и его дочери Елизаветы Петровны, созданные Мари-Анной Колло.

На потолке находится плафон С. Торелли «День, изгоняющий ночь». Эта картина была написана для Мраморного дворца в Санкт-Петербурге и оставалась там до передачи в Китайский дворец в 1960-х годах.

Штукатурный покой. источник официальная группа ГМЗ "Петергоф" в vk.ru/ автор фото неизвестен
Штукатурный покой. источник официальная группа ГМЗ "Петергоф" в vk.ru/ автор фото неизвестен

За ним следует Штукатурный покой, где гости отдыхали и вели светские разговоры. Здесь сохранился уникальный лепной декор, который наносили на поверхности вручную, что и дало название залу. Эту красоту создал итальянский мастер Альберто Джани, помощник Антонио Ринальди.

Анжелика и Медор. источник официальная группа ГМЗ "Петергоф" в vk.ru/ автор фото неизвестен
Анжелика и Медор. источник официальная группа ГМЗ "Петергоф" в vk.ru/ автор фото неизвестен

Штукатурный покой предназначался для отдыха и частных бесед. Все картины, украшающие стены этого помещения, посвящены теме любви. Среди них: «Селена и Эндимион» кисти С. Торелли, «Афродита и Адонис» Пьетро Ротари, «Анжелика и Медор» Д. Чиньяроли. На десюдепортах изображены «Венера» и «Тоскующий Марс» также кисти Торелли.

Малый китайский кабинет. Следует перед Китайским кабинетом. источник официальная группа ГМЗ "Петергоф" в vk.ru/ автор фото неизвестен
Малый китайский кабинет. Следует перед Китайским кабинетом. источник официальная группа ГМЗ "Петергоф" в vk.ru/ автор фото неизвестен

Китайская комната — один из залов, оформленных в стиле шинуазри. Небольшое помещение украшено красивым шёлком с китайскими мотивами, которым также обита мебель. На паркетном полу Китайской комнаты можно увидеть иероглифы, не несущие смысловой нагрузки.

Стены Китайской комнаты покрыты зелёным шёлком, украшенным изображениями птиц, бабочек и цветов. Реставраторы восстановили его по сохранившимся образцам. Мебель, вазы и украшения — оригинальные произведения искусства, созданные в Китае и Японии в XVIII веке.

Стеклярусный кабинет. источник peterhofmuseum.ru/ автор фото неизвестен
Стеклярусный кабинет. источник peterhofmuseum.ru/ автор фото неизвестен

Стеклярусный кабинет — настоящая жемчужина дворца. Его красота поражает воображение. Этот зал уникален, так как сохранил свою оригинальную отделку XVIII века, за исключением полов и низких стеновых панелей, которые были заменены в первой половине XIX века. Стены кабинета украшены двенадцатью стеклярусными панно. Они представляют собой холсты, вышитые стеклярусом и разноцветным шёлком — синелью. На фоне искрящегося стекла изображены сложные композиции с фантастическими птицами, растениями и порхающими бабочками. Панно заключены в рамы, украшенные золочёной резьбой, которая имитирует стволы деревьев, увитые листьями, цветами и гроздьями винограда.

Стеклярусный кабинет. источник bangkokbook.ru / автор фото неизвестен
Стеклярусный кабинет. источник bangkokbook.ru / автор фото неизвестен

Панно были созданы по заказу Екатерины II для этого кабинета. Девять русских мастериц-золотошвеек создали эти шедевры. Стеклярус был изготовлен Михаилом Ломоносовым на Усть-Рудецкой мозаичной фабрике.

Анфилада парадных комнат завершается Китайским кабинетом, которая была любимым залом императрицы. На стенах галереи расположено 12 деревянных панно, выполненных в технике маркетри.

По приказу императрицы в 1762 и 1775 годах в Китай была направлена специальная миссия для сбора предметов для оформления Китайского кабинета. Среди привезённых предметов были лакированные чёрные стулья с золотыми узорами, чёрные и красные лакированные шкатулки, деревянные скульптуры, бронзовые курильницы и фарфоровые вазы.

Китайская галерея. источник peterhofmuseum.ru/ автор фото неизвестен
Китайская галерея. источник peterhofmuseum.ru/ автор фото неизвестен

Среди всего этого восточного великолепия выделяется английский бильярд, который, по слухам, был заказан ещё Петром I и находился в Меншиковском дворце. Этот стол с изогнутыми ножками, напоминающими когтистые лапы, сохранился до наших дней почти без изменений. Заменили только сукно, но сетчатые мешочки для шаров и сам стол остались оригинальными. Екатерина предпочитала играть в карты в Китайской галерее.

Китайская галерея. источник peterhofmuseum.ru/ автор фото неизвестен
Китайская галерея. источник peterhofmuseum.ru/ автор фото неизвестен

Во время Великой Отечественной войны Ораниенбаум не был оккупирован и разрушен, в отличие от других пригородов. Однако после войны Китайский дворец находился в плачевном состоянии. Влажность, снег и дождь были основными разрушителями его интерьера. Стеклярусные панно, которые хранились в Исаакиевском соборе, не пострадали, но золочёные рамы были повреждены плесенью.

Сейчас дворец восстановлен и там проводятся экскурсии. Однако попасть туда можно только в летний погожий день.

Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.

Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала

И обязательно ознакомьтесь: