Найти в Дзене

Большой (Меншиковский) дворец в Ораниенбауме. Часть 1

В результате Северной войны России были переданы территорий, ранее принадлежавших Великому Новгороду, которые находятся у устья реки Невы и вдоль побережья Финского залива. Петр I щедро награждал своих соратников за участие в войне, в том числе Светлейшего князя А.Д. Меншикова, которому подарил значительную часть этих земель. Для загородной резиденции князя была выделена местность рядом с паромной переправой в Кронштадте.

Большой дворец
Большой дворец

Усадьба А.Д. Меншикова, находящаяся в восьми верстах от царской резиденции в Петергофе, получила название Ораниенбаум.

Главной архитектурной доминантой нового Ораниенбаумского ансамбля становится Большой Ораниенбаумский дворец. Для его возведения Меншиков пригласил известного итальянского архитектора Джованни Фонтана, специалиста в области фортификаций и палат, автора множества барочных зданий в Санкт-Петербурге. Спустя два года после начала строительства должность главного архитектора дворца занял Готфрид Шедель.

Большой дворец
Большой дворец

Дворец светлейшего князя был основан в 1711 году, а в 1719 году на концах боковых крыльев были построены внушительные башни-павильоны, возможно, спроектированные Ж.-Б. Леблоном. В одном из павильонов планировалось разместить большой зал, а в другом — церковь дворца.

Строительные работы продолжались на протяжении 16 лет. Официальной датой завершения строительства принято считать 3 сентября 1727 года — день, когда состоялось освящение церковного здания.

Большой дворец
Большой дворец

Общая протяженность фасада здания составляет 210 метров. В центре располагается двухэтажный корпус, который украшен величественной княжеской короной. На фоне фасада выделяется изысканный балкон, декорированный четырьмя золотыми вензелями Меншикова и крупным гербом князя. Первоначально крыши боковых частей дворца, обрамленные балюстрадой и декоративными вазами, были плоскими и исполняли роль прогулочных площадок.

Сад и церковный павильон
Сад и церковный павильон

Внутри гостей ожидали множество необычных вещей. Например, в восточной галерее располагалась турецкая баня с уникальным стеклянным куполом. Это заведение часто посещал сам Пётр I.

Интерьер дворца отличался невероятной роскошью: комнаты были оформлены мрамором и золотыми деталями, стены облицованы плиткой из Германии и Нидерландов, украшены красивыми шпалерами. Потолки украшали живописные плафоны и лепные изделия, а стены – обои из кожи и китайского шелка. Полы были выполнены из дорогих пород дерева, создавая элегантный паркет.

Павильон
Павильон

В семи помещениях стены были украшены цветными изразцами, а в некоторых комнатах можно было увидеть паркетные покрытия из ореха, дуба, сандала и березы. Искусство в оформлении дворца занимало важное место: здесь были представлены картины и произведения декоративно-прикладного искусства. В специальных витринах выставлялись шедевры венецианского стекла, фарфоровая посуда и разнообразные статуэтки.

При Меншикове первый этаж был полностью занят служебными помещениями, тогда как второй этаж отводился под жилые и парадные комнаты. Изначально во дворце насчитывалось 76 комнат, не считая множества сеней и придворной церкви. Среди наиболее выдающихся были Парадный зал, Приемная и Мраморная палата.

Садовые тропы
Садовые тропы

Две палаты, специально предназначенные для Петра I, располагались в центральной двухэтажной части здания. Покои царя - спальня и приемная, были украшены голландскими плитками. Они значительно выделялись по своему убранству на фоне остальных помещений: небольшие и с очень скромной обстановкой, из декора только печь, оформленная кафельными плитками.

В флигелях находились хозяйственные помещения и небольшие комнаты для прислуги, обслуживающей дворец. Западный флигель включал в себя несколько мастерских, таких как портняжная, токарная, стекольная и столярная. Также внутри дворца имелась "русская мыльня". Ансамбль проектировался с учетом всех необходимых бытовых условий, что позволяло организовать полноценное усадебное хозяйство.

Дворец стал выдающимся архитектурным произведением своего времени, затмевая даже Петергоф своей роскошью. Его величественный облик поражал воображение всех, кто его видел. Возвышенность, на которой расположен этот замечательный дворец, обращенный к морю и изогнутый в форме дуги, оформлена террасами с вертикальными стенами, пандусами и лестничными пролетами. Двухуровневые террасы создают основание дворца, придавая ему внушительный, торжественный вид и в то же время удивительную легкость. Кажется, будто здание парит над берегом.

Дворец
Дворец

У подножия холма был создан канал длиной два километра, вдоль которого посадили пары рядов деревьев. Это позволяло гостям светлейшего князя прибывать к его дворцу прямо на морских судах. Существует несколько мифов о строительстве этого канала. Согласно одной из версий, Меншиков, чтобы устранить затруднения, возникавшие при передвижении по мелководью заросшего камышами берега, собрал рабочую силу, которая вырыла канал всего за три дня. В общей сложности в работах по созданию канала принимали участие более девяти тысяч крестьян.

Будучи первым сооружением в Ораниенбауме, Большой дворец стал ключевым элементом всей архитектурной композиции дворцово-паркового ансамбля. У его оснований был создан сад, украшенный многочисленными фонтанами и статуями. Дворец располагается на возвышенном склоне Финского залива и охватывает область площадью пять гектаров.

Ораниенбаумский сад стал первым парковым пространством, оформленным в регулярном стиле на территории России.

Церковный павильон
Церковный павильон

Для создания сада были привлечены выдающиеся мастера того времени. Этот проект связывают с именами архитекторов, работавших над Большим дворцом, — Фонтана и Шеделя, а также садового мастера из Швеции Христофора Граца, который трудился над садом на протяжении более двадцати лет. Для выравнивания территории был использован насыпной грунт, а пологие склоны, уходящие к морю, покрыли травой. В центральной части сада разместили цветники, окруженные липами, кленами, елями, березами и дубами. Здесь также росли различные плодовые деревья, среди которых были вишни и яблони. Сад украшали боскеты и трельяжи.

А. И. Ростовцев. Ораниенбаум. 1717 г.
А. И. Ростовцев. Ораниенбаум. 1717 г.

Происхождение названия местности Ораниенбаум до сих пор полностью не выяснено. Некоторые исследователи предполагают, что это название является прямым переводом с немецкого языка, означающим «апельсиновое дерево».

Говорят, что Меншиков, самый состоятельный человек своего времени, привёз в эти края саженцы экзотических померанцевых деревьев из Европы и посадил их в оранжереях своего дворца. Когда деревья начали плодоносить, у него всегда были под рукой вкусные и сочные фрукты, которые он также отправлял в дар Петру I. Кстати, даже сейчас померанцевые деревья, высаженные в кадках, выставляются перед дворцом, а само изображение апельсинового дерева стало основным элементом герба нового города.

Ораниенбаум был излюбленным загородным домом Меншикова, где он устраивал великолепные торжества для двора. Сразу после завершения строительства Большого дворца Меншиков ненадолго оставался хозяином Ораниенбаума. В 1725 году скончался Петр I, и при его супруге Екатерине I Меншиков фактически стал главой государства.

Праздничные мероприятия в Ораниенбауме особенно учащались во время правления юного Петра II, внука Петра Великого. Меншиков организовывал здесь роскошные охоты и собачьи гонки за дичью. В то время в окрестных лесах Ораниенбаума водились даже редкие голубые песцы. Петр II, который любил развлечения, проводил по несколько недель в загородном дворце Меншикова.

После падения Меншикова в 1727 году роскошное оформление дворца было окончательно утеряно. Дворец передали в Канцелярию от построек, а в 1736 году — Адмиралтейств-коллегии для организации госпиталя.

Большой дворец на рисунке М.И. Махаева, 1755-1761 гг.
Большой дворец на рисунке М.И. Махаева, 1755-1761 гг.

В середине XVIII века Ораниенбаум вновь обретает блеск. С 1743 года резиденция переходит к наследнику трона, великому князю Петру Федоровичу, будущему императору Петру III, и его жене Екатерине Алексеевне, которая станет императрицей Екатериной II. Под руководством выдающихся архитекторов XVIII века Ф. Б. Растрелли и А. Ринальди завершается формирование архитектурной композиции дворца, возводятся подпорные стены террас и изысканная гранитная лестница.

Большой дворец
Большой дворец

В конце своего правления Екатерина II передала здание дворца Морскому шляхетному корпусу. Однако вскоре её сын Павел I восстановил за Ораниенбаумом статус великокняжеской летней резиденции и направил его своему наследнику, великому князю Александру Павловичу, который впоследствии стал императором Александром I.

Дворец от старшего брата унаследовал его младший брат, великий князь Михаил Павлович, который в 1830-х годах подарил его своей жене, великой княгине Елене Павловне. С её именем связано важное историческое период в жизни Ораниенбаума. Великая княгиня с удовольствием вкладывала силы и средства в благоустройство своей любимой летней резиденции и обновление интерьеров Большого дворца. Сегодня в дворце можно увидеть прекрасные образцы русского интерьера середины XIX века в стиле неорококо, созданные под руководством архитекторов Л. Бонштедта, Г. Боссе и Г.-Г. Прейса.

Большой дворец. источник Википедия / автор Canes
Большой дворец. источник Википедия / автор Canes

Потомки Елены Павловны, герцоги Мекленбург-Стрелицкие, владели Большим дворцом до 1917 года. После революции он не был им возвращён, и в советский период здесь размещались различные гражданские и военные учреждения. Во время Великой Отечественной войны Ораниенбаум избежал немецкой оккупации, и его памятники практически не пострадали.

Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.

Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала

И обязательно ознакомьтесь: