Перед прочтением ознакомьтесь с:
Центральный зал дворца находится на главной осевой линии всего комплекса Ораниенбаума. Во время правления А. Д. Меншикова здание приобрело характерную для барокко симметричную структуру, которая сохранилась практически без изменений. Первый этаж был выделен для служебных помещений, расположенных вокруг главного холла. Второй этаж включал анфилады парадных и жилых комнат. При Меншикове на втором этаже были летняя и зимняя зоны (с системой отопления), но последующие владельцы разделили его на мужскую и женскую половины.
Интерьер Парадной лестницы, который мы можем видеть сегодня, был создан в период с 1748 по 1750 год. В первой четверти XVIII века центральная часть Ораниенбаумского дворца князя Меншикова, в соответствии с традициями голландской жилой архитектуры, включала кухню с изразцовой отделкой и несколько небольших служебных помещений. Связь между этажами осуществлялась с помощью простой деревянной лестницы.
Преобразование дворца в летнюю резиденцию великого князя в середине XVIII века потребовало значительных изменений в интерьере, чтобы он соответствовал новым торжественным и церемониальным функциям. В это время по инициативе Ф. Б. Растрелли была создана Парадная лестница, которая сохранилась до сегодняшнего дня. Растрелли сумел удачно интегрировать в ограниченное пространство четкую и элегантную композицию: три широких марша с обширной, залитой светом площадкой ведут гостей к открытым дверям парадного зала дворца.
Нарядность лестницы достигается за счет выразительного резного декора перил и балюстрады, где встречаются мотивы растительных завитков, раковин и картушей, что характерно для стиля Растрелли. Балясины, созданные мастером Иваном Казанцовым, были изготовлены из 150 буковых заготовок, которые были доставлены из Гольштейна по указанию Петра Фёдоровича.
Сохранились свидетельства того, что изначально лестница была окрашена в белую масляную краску.
Интерьер лестницы был окончательно оформлен к началу 1760-х годов, когда А. Ринальди вел работы в Большом дворце. В этот период перекрытие и боковые стенки лестницы были украшены рельефной лепкой в стиле рококо. Фигурные филенки обрамляют композиции, напоминающие резьбу балясин, среди которых переплетаются растительные мотивы, завитки и рокайли, в которые включены элементы военной символики и картуши с монограммами великого князя Петра Фёдоровича. Декоративные особенности и способы исполнения напоминают лепные «баталии», которые можно увидеть в Будуаре дворца Петра III в крепости Петерштадт.
Во времена князя Меншикова на месте Буфетной располагался небольшой дворцовый зал, который соединял парадные спальни восточной части дворца с сенями. Стены зала были украшены шпалерами и деревянными панелями, а потолок — расписан. После ремонта, проведённого для великого князя Петра Фёдоровича, зал оформили шёлковыми обоями и декоративными панно. Затем, во время правления императора Александра I, в этом помещении находилась Камердинерская.
В 1850-х годах по проекту архитектора Людвига Бонштедта была создана буфетная комната. Её интерьер стал более функциональным. Северная часть помещения была разделена перегородкой с двойной стеклянной дверью, за которой находилась плита с духовкой. Это позволяло подогревать готовые блюда перед подачей на стол.
Северный сектор буфетной имел выход как в столовую, так и к винтовой лестнице, которая поднималась к Кухне и Кофешенской, расположенным на первом этаже. Южная часть помещений, украшенная угловой печью, служила проходом.
Из меблировки Буфетной особенно выделяются два предмета: буфет середины XIX века с фарфоровыми элементами, изготовленными на Берлинской фарфоровой мануфактуре, и чайный столик-этажерка, сделанный немецким мастером Ж.-Э. Цайзнером в конце XIX века по заказу прусского короля Вильгельма II для дворца Сан-Суси.
В начале XVII века, во времена князя А. Д. Меншикова, на юго-западе второго этажа располагались три небольших комнаты с низкими потолками, оформленные как роскошные спальные помещения. В процессе перестройки дворца, проведенной Ф. Б. Растрелли в 1740-х и начале 1750-х годов, стены этих комнат, которые принадлежали великому князю Петру Фёдоровичу, были обтянуты разноцветными шелковыми обоями, а над дверными проемами разместили живописные картины.
Столовая и Буфетная были созданы на месте бывших апартаментов великой княгини Елены Павловны в период с 1852 по 1854 годы. Автором этих интерьеров был архитектор Людвиг Бонштедт. Согласно его проекту, Столовая получила высокие зеркальные своды, а оконные и дверные проемы были украшены выразительными резными наличниками с фигурками путти, играющими на духовых инструментах.
Стены и потолки оформлены лепными элементами в стиле неорококо, созданными мастером П. Дылевым. Нежные растительные и цветочные узоры, выполненные на фоне светлых тонов голубого, зеленого и кремового, напоминают изысканное кружево из фарфора.
Пастельные оттенки росписи и резные элементы декора, изображающие листья и розовые бутоны, гармонируют с лепниной на стенах и потолке.
Мебельный комплект, выполненный с фанеровкой из розового дерева и обтянутый тканью «обюссон» (это фабричная текстура с цветочным узором, имитирующая ручные работы в технике гладко-ниточного ткачества, характерные для французской фабрики в Обюссоне), был создан по проектам Г.-Г. Прейса в мастерской Гютона в 1855 году. Два фарфоровых светильника придают завершающий штрих интерьеру столовой: один из них был изготовлен на Мейсенской мануфактуре во второй половине XIX века, а второй был создан по аналогии с ним.
В начале XVIII века на месте Малиновой гостиной, находившейся к западу от основного зала, располагалась одна из двух передних — парадная приёмная князя Меншикова, составлявшая северную часть дворца. Западная передняя привлекала внимание лепниной на потолке, кожаными обоями с золотым и серебряным тиснением, ценными зеркалами, а также голландским камином.
Здесь находились витрина с венецианской посудой, круглый стол, за которым могли разместиться 23 человека, и резное чёрное кресло, обитое белым бархатом, с украшениями в виде трав. Парадность этого интерьера подчеркивал портрет императора Петра I, заключённый в позолоченную рамку.
В конце 1740-х — начале 1750-х годов Растрелли переработал интерьер, превратив его в столовую для великого князя Петра Фёдоровича и его жены Екатерины Алексеевны. Были добавлены новый лепной декор, буковые двери и панели, отделка стен, а также шерстяные и шёлковые занавесы, живописные десюдепорты и зеркала.
В конце 1790-х годов под руководством архитектора П. Аргунова интерьер был обновлён для гостиной мужской половины дворца, к этому времени относятся сохранившиеся паркетные полы.
Последняя реконструкция интерьера была проведена в конце 1850-х годов при великой княгине Елене Павловне. Архитектор Г.-Г. Прейс разработал проект, согласно которому было создано новое высокое потолочное перекрытие, украшенное лепниной с растительными и цветочными узорами. В это время стены были обиты ярким малиновым шелком. В конце XIX — начале XX века в Малиновой гостиной собирались семья и гости последних владельцев дворца: герцога Г. Г. Мекленбург-Стрелицкого и его супруги, графини Н. Ф. Карловой.
В интерьере Малиновой гостиной представлены портреты представителей императорской семьи, которые в разное время владели резиденцией, а также два живописных вида Большого Ораниенбаумского дворца, написанных в 1758 году немецким художником Ф.Г. Баризьеном (1724-1796).
Зал украшает историческая мебель. Бюро и диванный гарнитур, созданный в середине XIX века в технике, имитирующей «буль». Шифоны, выполненные в черном лаке и инкрустированные перламутром, были привезены по приказу Елены Павловны из Михайловского дворца и относятся к XIX веку (Япония).
Обширные центральные залы, созданные для проведений торжественных мероприятий, величественных приёмов, театральных представлений и танцев, являлись характерной чертой дворцов XVIII века.
Первоначально зал был освещён полуциркульными окнами-дверями и четырнадцатью квадратными окнами второго света. Пол, выполненный из черного и белого мрамора, гармонировал со стенами, которые были отделаны панелями, расписанными под мрамор, и украшены пилястрами. Золотые орнаментальные элементы с монограммами А. Д. Меншикова придавали им особый шик. Южные и северные стены были увенчаны золотыми княжескими коронами. Декоративная живопись на стенах и потолке создавала атмосферу, наполненную величественными аллегориями эпохи Петра.
В 1756-1757 годах зал был обновлён для великого князя Петра Фёдоровича по проекту Ф. Б. Растрелли с участием декораторов Л. Роллана, И. Роттауза, К.-Ж. Доммажа и Ф. Лепренца. Золочёная рокайльная резьба на фоне стен в бело-голубых тонах гармонировала с полихромной живописью десюдепортов.
Благодаря большим окнам и зеркалам в помещение, зал визуально расширялся и был наполнен светом. Завершал оформление потолочный плафон «Аполлон и музы», выполненный по эскизу Дж. Валериани, символизировавший расцвет театрального и музыкального творчества в Ораниенбауме в середине XVIII века. В это же время над южными дверями был установлен первый оркестровый балкон.
Настоящим свидетельством великолепия отделки 1750-х годов осталась прекрасно сохранившаяся паркетная доска с «звёздами» из клёна и дуба, созданная мастером И. Миллером.
В 1850-е годы центральный зал Большого дворца, известный как Белый или Концертный, приобрёл современный вид. По инициативе великой княгини Елены Павловны архитектор Г. Э. Боссе создал великолепный образец парадного интерьера XIX века в стиле неорококо. Окна, через которые поступает верхний свет, приобрели овальную форму, а музыкальный балкон был реконструирован.
На новых мраморных каминах размещены портретные медальоны Петра III и Екатерины II, созданные Д. Иенсеном. В оформлении принимали участие такие мастера, как лепщик П. Дылёв, резчик Дунаев, столяр Беляев и художник А. Гармут.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала
И обязательно ознакомьтесь: