«Как вы слушаете, когда говорит собеседник?» - этот вопрос регулярно задаю при работе с проблемными отношениями. Запрос может быть на изменение отношений с партнером, ребенком, родителем\ми, начальством, другом и т.д. Клиент хочет «научиться общаться», думая, что за этим термином стоит набор секретиков, применив которые, он сделает проблемное общение легким, комфортным и взаимовыгодным (последнее – опционально. Взаимной выгоды хотят далеко не все. Себя б не обидеть, а дальше – как получится).
У меня нет сакрального знания на тему «как сделать отношения волшебными», но я знаю, что эффективное и приятное общение начинается с двух китов: эмпатии и слушания. И если первым наделены не все и развить его не просто и не быстро, то научиться «полезно» слушать доступно каждому.
«В смысле «как слушаю?» Ушами слушаю» - такой ответ часто получаю на вопрос про «Как слушаете». Мы же с вами будем учиться слушать мозгом. Даже не так: я расскажу, какие финты крутит мозг во время слушанья, а вы попримеряйте их на себя – ваш мозг вытворяет ли нечто похожее? Если да, это повод тренировать осознанность, чтобы слушать эффективнее.
Итак, какие пляски выдает мозг вместо слушанья:
-думает, кому быть в белом пальто. Кто из говорящих – он сам или собеседник – более умный, компетентный, владеющий собой, более страдающий. Все ресурсы уходят на сравнение, какое уж тут слушанье;
-занимается телепатией. Зачем слушать собеседника, если вы настолько умны, что и так знаете, что он там скажет. Мели, Емеля!
-строит блок-схемы. То есть репетирует, как ответить: «Так, она сказала «белое», значит, я должен ответить «черное»? Но что, если потом она сама скажет «черное», что мне сказать?». Репетиция, как правило, начинается с первой фразы оппонента, и остальные фразы пропускаются мимо ушей;
-достает решето. И просеивает сквозь него фразы собеседника. Отсеивает часть информации. «Как прошел твой день?». «В общем, неплохо» - мозг услышал желанный ответ, и перевел уши в режим «белый шум». Оставшаяся фраза «Но потом, представь, приехало руководство и поувольняло половину сотрудников. Я избежал увольнения, но меня перевели из бухгалтерии в отдел дизайна. Завтра я должен предоставить на проверку макет для заказчика «Сонный бобер». Ночью буду препарировать бобра, иди спать, не жди меня»;
-лепит ярлыки. Собеседник делится накипевшим, а вы думаете: «Ну да, ну да, куда уж тебе такое, слабак». «Я так и знал, что ты истеричка». «Ха, теперь все в курсе, что ты несмешно шутишь, клоун, блин»;
-смотрится в зеркало. То есть примеряет рассказ оппонента на себя. Только друг начнет рассказывать, как ему сегодня удалили родинку, вы, не дослушав, перебиваете, и начинаете про гораздо более важное: «Оо, родинка! Извини, что перебиваю, но я тут вспомнил, как мне в 98-м удаляли родинку. Наживую, прикинь!». И дальше на полчаса рассказ про ваши смелость и отвагу;
-занимается армрестлингом. То есть оспаривает каждое слово собеседника. Товарищ начал рассказ, а вы тут же: «Да как же эт ты ехал по набережной сегодня? Был я там в это время, там два осла столкнулись, пробка на 3 часа. Не мог ты там ехать»;
-просит, чтобы его звали просто «Учитель». То есть дает непрошенные советы. Как правило, обернув их в фантик «в моем понятии», или «будь я на твоем месте» и т.п.;
-переобувается. То есть меняет тему, если текущая ему лично не интересна. «Шкаф в коридор, да-да… Слушай, а давай на выходных махнем на рыбалку?».
Есть что-то про вас? Злоупотребляете каким-либо приемом?