Найти тему
Эхо Победы

Кубанская Красная армия против германцев. Таганрогский десант

Весной 1918г. в Ейском отделе советским командованием были сформированы Азовская флотилия, 1-й, 2-й Ейские, Ахтарский пехотные и кавалерийский полки (около 6.400 чел.). В мае под давлением германской армии в отдел отступили из Украины и Крыма части Красной гвардии: отряды И.Ф. Федько, Таганрогский полк, 3-й Советский Латышский полк.

В мае 1918г. немцами был оккупирован Таганрог, но, несмотря на образовавшуюся линию фронта, контрабандное сообщение у Ейска с Таганрогом существовало. К командиру Таганрогского полка С.А. Клово приходили связные от Таганрогского подполья. Вести от них были обнадеживающие – немцев в городе и окрестностях мало (около 800 чел.), да ещё и штаб корпуса там. Выбить голову и управление войсками будет нарушено. Местные жители готовы взяться за оружие, как только Красная армия протянет им руку помощи. Малая численность германских оккупационных войск (а их действительно было немного на единицу территории) подсказывало советскому командованию действовать нужно инициативно – наступать!

В конце мая 1918г. на заседании исполкома Совета Ейска состоялось обсуждение высадки морского десанта в тыл немцам. Наступление десанта из района Таганрога на восток и Батайской группы на северо-запад должно было привести к окружению главной группировки немцев в нижнем течении Дона и её поражению. Победа в этой операции позволяла разблокировать ж/д магистраль Воронеж – Ростов и восстановить сообщение с Центром.

В начале июня 1918г. командир 1-й пехотной дивизии Ейского отдела С.А. Клово и командующий Азовской флотилией И.Я. Герштейн представили главкому К.И. Калнину план десантной операции под Таганрогом. Расчёт строился на восстании таганрогских рабочих, незначительные силы оккупационных войск в городе (700 – 800, а фактически 650 чел.), отсутствии у немцев боевых судов, поддержку Батайской группы. Главком Калнин санкционировал морскую десантную операцию. «Черный лебедь» витал и над этой операцией, но, к сожалению ейские красные командиры его не видели. В расчёт абсолютно не брались уровень подготовки командного состава, войск и их «революционная дисциплина». Опыта проведения подобных операций красные командиры не имели. Более того наступление Кубанской Красной армии не увязывалось с общей обстановкой в стране. Совнарком заключил Брестский мир с Германией, и боевые действия были прекращены. Нападение на немецкие войска могло послужить поводом к денонсации Брестского мира Германией.

В начале июня 1918г. в Ейске начали собираться войска. Для проведения операции была выделена 1-я пехотная дивизия Ейского отдела в составе трех пехотных полков (Ейского, Кубанского и Ахтарского), Кубанского кавполка, конно-пулеметного эскадрона и артдивизиона (3 батареи по 4 орудия). Всего: 8.450 чел. и 1.850 лошадей. 2-й Ейский, Таганрогский и 3-й Латышский советский полки, прикрывали побережье к северу от Ейска.

Активизация боевых действий против немцев на Дону смещала вектор приложения усилий войск Кубано-Черноморской республики от Добровольческой армии, готовившейся к новому наступлению на Кубань. В целом соотношение советских войск с немецким 1-м Ландверным корпусом в составе трех пехотных дивизий и 1-й кавалерийской бригады, было неблагоприятным для проведения десантной операции. Немцы, имея разветвленную сеть дорог, могли быстро наращивать численность войск на направлении удара. Коммуникации десанта полностью проходили по Азовскому морю. Даже если бы десантная операция увенчалась успехом – занятием Таганрога и широкомасштабным восстанием, то для удержания занятой территории не хватало возможностей снабжения.

Место десантирования было назначено в 20 км западнее Таганрога у деревни Русская на южном берегу Миусского полуострова.

05.06.1918г. началась погрузка частей десанта на суда и продолжалась почти два дня. Ни о какой секретности и тактической внезапности говорить не приходилось. Недостаток опыта планирования и проведения крупных войсковых операций начал сказываться с самого начала. В порту стояла неразбериха – войска приходили не подразделениями, а небольшими частями, без командного состава и грузились на суда, где их размещали боцмана. Посадкой войск командование десантом не руководило – в результате чего на каждом судне оказались небольшие подразделения из разных частей. Продовольствие и боеприпасы также грузились на разные суда. Централизованная служба снабжения (интендантство) отсутствовала и пехота на судах осталась без хлеба, а лошади без фуража уже на Ейском рейде. Артиллерия была погружена так, что орудия с боезапасом оказались на одном судне, личный состав на другом, а упряжные лошади на третьем. Командиры полков не знали на какие суда погружены их части и полковое имущество. Несмотря на бестолковщину и нераспорядительность на суда погружены были: пехотная бригада (Кубанский и Ахтарский пехотные полки, командир В.П. Лебедев), кавалерийский полк, конно-пулеметный эскадрон и артдивизион – всего около 6.000 чел., 2000 лошадей и 10 – 12 орудий. Для обороны побережья выступил Ейский полк (около 1.000 чел., 2 орудия).

В ночь на 07.06.1918г. десантный отряд Азовской флотилии вышел в море. Основная часть десанта была погружена на 6 несамоходных десантных барж – болиндеров. Буксиры тянули две-три баржи, и караван двигался медленно. Общее командование операцией осуществлял комдив Клово.

08.06.1918г. утром заградитель «Аюдаг», буксировавший два болиндера по ошибке причалил не у деревни Русской, а на 4 км ниже у экономии Фурсовой и посадил болиндеры на мель. По заградителю начали равняться другие суда. Когда рассвело, и ошибка была обнаружена, разгрузку пришлось начать в двух местах у деревни Фурсовой и у Русской. Отсутствие командного состава у своих частей не могло не отразиться на высадке войск. Командиры полков, батальонов, рот, эскадронов и батарей не знали – где на каком судне погружены их личный состав. Высадка десанта затянулась, и к исходу дня на берег было высажено всего 800 чел. На запад, к паромной переправе через устье Миуса у Лакедемоновки, был выслан конный дозор.

Минзаг «Аюдаг». Фото из открытых источников
Минзаг «Аюдаг». Фото из открытых источников

09.06.1918г. у сел Веселое и Боцманово было высажено ещё около 2.000 чел. Второй эшелон (6 болиндеров и одна баржа) высаживался в течение двух дней западнее Фурсовой. Мелководье затрудняло разгрузку. А ведь рекогносцировку места высадки никто и не проводил! Последним был выгружен кавалерийский полк. Подвижная часть – от действий, которой многое зависело на начальном этапе операции – оказалась выгружена последней! Более того командующий десантом Клово медлил с наступлением, ожидая сосредоточения всех сил, а время безвозвратно уходило.

Несмотря на полное отсутствие скрытности, бардака в организации и проведении высадки, десант советских войск для немцев был тактически внезапным и комендант Таганрога полковник Швайцербарт получил известия о десантировании лишь вечером 09.06.1918г. В Таганроге было введено осадное положение. Немецкое командование было обеспокоено ситуацией и рассматривало возможность оставления города и отхода к станции Матвеев Курган.

10.06.1918г. суда Азовской флотилии вошли на рейд Таганрога и начали обстрел, а десант перешел в наступление. Кавалеристами Кубанского кавполка были захвачены в плен первые немцы. Ростовская группа Сорокина также начала наступление на Батайск. Главные силы десанта, продвигаясь вдоль берега моря, заняли села Ново-Марьинское, Солодово и Димитрияда. Северная группа десанта наступала вдоль Миусского лимана на Федоровку (8 км от Таганрога), где имелась паромная переправа. Клово рассчитывал переправиться на северный берег лимана, поднять восстание крестьян и атаковать немцев с тыла. Действительно, в районе высадки к десанту присоединилось около 500 крестьян. Казалось всё идёт по плану.

Германская делегация в Киеве, обеспокоенная высадкой десанта, заявила протест советской. Немцы требовали прекращения наступления, и возврата к 15.06.1918г. кораблей Черноморского флота из Новороссийска в Севастополь. В случае невыполнения требований они угрожали начать наступление на Кубань. А это уже был блеф – германская армия к крупным наступательным действиям была уже не готова. Пред. Совнаркома В.И. Ленин срочно направил через Екатеринодар телеграмму: «Советскому военному командованию в г. Ейске 10 июня 1918 г. Германские власти заявляют: войска из Ейска совершают набеги на территории, занятые германскими войсками. Ставим на вид: установленная демаркационная линия ни в коем случае не должна быть нарушаема. Виновные будут подлежать строгой ответственности перед революционным трибуналом. Председатель Совнаркома Ленин». (Директивы командования фронтов Красной Армии (1917–1922 гг.). Том 1).

В ночь на 11.06.1918г. на море начался шторм. Как и следовало ожидать, коммуникации Таганрогского десанта оказались прерваны. Болиндеры были выброшены на мель, а снабжение было поставлено под вопрос.

Болиндеры, выброшенные на мель у Христофоровки. Фото из открытых источников
Болиндеры, выброшенные на мель у Христофоровки. Фото из открытых источников

11.06.1918г. Азовская флотилия продолжила обстрел Таганрога, а турецкий крейсер «Гамидие» и два эсминца обстреляли Ейск, выпустив около 150 снарядов.

Войска заняли территорию между Таганрогским заливом и Миусским лиманом. До Таганрога оставалось – 10 км. Но уже вечером наступление группы Сорокина на Батайск было прекращено по приказу из Москвы, что поставило десант в безвыходное положение. Имея свободу манёвра резервами, немцы начали переброску войск с Батайского фронта (три батальона) и из района Белой Калитвы – 7-я кавбригада. Германское командование, блокируя действия Клово, направило части 7-й кавбригады к переправам через Миусский лиман у Федоровки и Лакедемоновки.

Соотношение сил стало решительно меняться в пользу немцев. Под Таганрогом были сосредоточены части 7-й ландверной дивизии: 3-й батальон 121-го ландверного полка и 2-й батальон 122-го резервного полка; подразделения 224-го резервного полка 215-й пехотной дивизии и 274-го артполка. Общее руководство группировкой возглавил генерал-майор Артур Бопп.

12.06.1918г. утром части десанта с рубежа Федоровка – Дмитриада атаковали противника. Но обстановка уже коренным образом изменилась в пользу немцев. Сосредоточив артиллерию, они открыли по наступающим красноармейским цепям огонь. Советская пехота залегла. Днём корабли Азовской флотилии, поддерживающие с моря огнем советские войска, внезапно ушли в море. Уход судов флотилии в море вызвал панику среди бойцов десанта. Поползли слухи о предательстве моряков. Красноармейцы стали покидать окопы и уходить за хутор Веселый. Немецкие войска при поддержке броневиков перешли в контратаку, а советская пехота, не выдержав натиска начала отход. Закрепится удалось лишь у Веселого.

Калнин сообщил по радио Клово, что в Азовском море находится турецкий крейсер «Гамидие» с двумя миноносцами. Навстречу «Гамидие» из десантной флотилии вышли тральщик «Адольф» и сторожевой корабль «Ястреб», вооруженные двумя зенитными и одним 120-мм орудиями. Буксир «Геркулес» потянул за собой болиндер с одним 6-дюймовым и одним зенитным орудием. Стоит сказать, храбрости красным военморам было не занимать – на малых кораблях с тремя среднекалиберными орудиями идти против легкого крейсера – это безусловная отвага.

В море суда Азовской флотилии встретили турецкие крейсер «Гамидие», миноносец «Меджидие» и канлодку "Афанасий". Советский болиндер открыл из двух орудий огонь по «Гамидие», который не приняв боя, под прикрытием дымовой завесы стал уходить. Возможно были неисправности в машине. «Ястреб», «Адольф» начали погоню и захватили тихоходную канлодку «Афанасий», пленив находившихся на ней австрийских офицеров.

Сторожевой корабль Ястреб. Фото из открытых источников
Сторожевой корабль Ястреб. Фото из открытых источников

К вечеру «Ястреб» вернулся к десанту, конвоируя канонерку, но положение десанта уже стало критическим. Немцы открыли огонь из тяжелой артиллерии по советским войскам, оборонявшимся на участке Христофоровка – Новозолотой. Десантники неоднократно контратаковали. Корабли поддерживали десант огнем с моря. Немецкие батареи открыли огонь по судам. «Аюдаг» был подбит, командир и помощник – убиты. Но «Аюдаг» продолжал вести огонь до израсходования всех снарядов. К вечеру фронт проходил в районе Боцманово.

Германский министр иностранных дел Кюльман потребовал от советского посла в Берлине Иоффе эвакуировать десант из-под Таганрога и прекратить наступление под Батайском. В ночь на 13.06.1918г. Ленин отправил Калнину телеграмму с категорическим требованием не допускать выхода в море боевых судов.

Германскому командованию предложил помощь атаман Краснов, отдавший приказ о переброске под Таганрог Новониколаевского полка. Но немцы от помощи отказались ввиду разного качества войск и казаки взяли под охрану ж/д линию Белая Калитва – Лихая.

13.06.1918г. германские войска перешли в наступление. Основной удар был нанесен по левому флангу, вдоль Миусского лимана. К 15:00ч. левый фланг десанта был смят, а германские войска, развернувшись фронтом на юг атаковали основные силы десанта. Кубанский кавполк пытался контратаковать, но понеся большие потери, отошёл к месту высадки.

Правый фланг десанта держал фронт, но немцы уже обходили его с тыла. К вечеру десант был блокирован в районе Христофоровки и Ново-Марьинского.

Ночью суда десантной флотилии начали принимать на борт с берега войска. Около 3.000 чел. было погружено на корабли и вывезено в Ейск. На берегу осталось около 2.000 красноармейцев с комбригом Лебедевым.

Бои 12 – 14.06.1918г. Изображение из открытых источников
Бои 12 – 14.06.1918г. Изображение из открытых источников

14.06.1918г. деморализованные советские войска окончательно утратили боеспособность. Началась массовая сдача в плен. На следующий день все пленные были расстреляны. Массовая казнь пленных вызвала возмущение даже в Рейхстаге.

Потери десанта составили около 3.000 чел. – 50%. Германские войска потеряли 210 чел. (41 убитыми).

Начдив Клово и комфлот Герштейн по возвращении в Ейск, были арестованы, но красноармейцы потребовали освободить своих командиров. С Клово и Герштейна были сняты обвинения. В августе 1918г. Клово попал в плен к белым и был расстрелян, а Герштейн благополучно прошел через Гражданскую войну и подвергся репрессиям уже в 30-е годы.

Причины гибели десанта: некомпетентность командиров, неудачные места высадки, разведка которых не производилась и остановка наступления под Батайском. Не были проведены учения по погрузке и выгрузке войск с кораблей, что привело к катастрофической потере времени темпов наступления. Клово и Герштейн по своим профессиональным качествам были неспособны грамотно спланировать и провести высадку морского десанта. Им банально не хватало опыта, вследствие чего была сделана масса ошибок, которыми с успехом воспользовался опытный противник.

Продолжение:

2-й Кубанский поход Добровольческой армии. Стратегия

По теме:

Чем отличалось Кубанское казачье войско от Донского в Гражданскую войну

Уважаемые читатели! Если понравилась статья - ставьте лайк и подписывайтесь на канал.