Найти тему
Эхо Победы

2-й Кубанский поход Добровольческой армии. Стратегия

Воспользовавшись вооруженным противостоянием Кубанской Красной армии с германскими войсками под Батайском, Таганрогом и на Тамани, Добровольческая армия, базирующаяся в районе донских станиц Мечетинская и Егорлыкская, готовясь к предстоящим боевым действиям, восстанавливала силы, пополнялась личным составом и вооружением. Перед началом вторжения на Кубань Деникин реорганизовал армию. Состав к концу июня 1918г.: 5 пехотных, 8 конных полков и 6 батарей (до 9.000 чел., 21 орудие, 2 броневика). В долине реки Маныч базировался отряд Донской армии (3.500 чел., 8 орудий).

Численность Добровольческой армии к началу похода значительно уступала советским войскам. Но она состояла из мотивированных офицеров, юнкеров и хорошо обученных казаков, а в Красной армии имелся большой процент мобилизованных. Вкупе с недостаточной оперативной подготовкой комсостава большая численность войск была скорее обузой, чем фактором силы. Войска становились неповоротливы, плохо управляемы и в случае неудачи склонны к панике. Половину Добровольческой армии составляла казачья конница, организованная в конные дивизию и бригаду в соответствии требованиями разгорающейся Гражданской войны, что делало армию подвижной, маневренной и смертельно опасной силой в Кавказском регионе.

Но не всё спокойно было в королевстве Датском – в стане южной контрреволюции не было единства и лидера, способного всех объединить. У добровольцев и донцов была общая цель – борьба с большевиками, а стратегическое мышление отличалось радикально. Более того между ними существовала внутренняя неприязнь, так как у них были разные покровители, а если сказать откровенно – хозяева. Донцы опирались на Германскую империю – фактически признав вассалитет, а добровольцы на страны Сердечного Согласия (Антанта). Атаман Краснов, увлеченный казачьим сепаратизмом, выступал против подчинения командованию Добровольческой армии и снискал у добровольцев уничижительное прозвище – «самодержец». В свою очередь Деникин требовал подчинения Донской армии командованию Добровольческой, считая себя представителем «единой и неделимой» России, а Донскую область ее составной частью. Надо понимать, что летом 1918г. треть территории Донской области была оккупирована германскими войсками, главная коммуникация ж/д магистраль Ростов – Воронеж находилась под их контролем, и донской атаман плотно сидел «на цепи» у кайзера Вильгельма II. Поэтому атаман Краснов, всячески стремился выпроводить Добровольческую армию (антигермански настроенную силу) с Дона, и направить ее на Царицын и далее вглубь России. Он рассчитывал после ухода добровольцев установить сотрудничество с Кубанской Радой и кавказскими народами – образовав федерацию – Доно-Кавказский союз. Наличие сторонней вооруженной силы в лице Деникина с имперскими амбициями препятствовало федерации Дона и Кавказа. Заключая союз с Кубанской радой, Краснов рассчитывал возглавить федерацию республик. Деникин считал, что движение на Царицын без базы (Северного Кавказа) – дело ненадежное, к тому же нужно было платить по векселям – договор Корнилова с Кубанской радой оставался в силе. Первостепенная задача – освобождение от большевиков Кубани.

Генералы: А.И. Деникин и П.Н. Краснов
Генералы: А.И. Деникин и П.Н. Краснов

28.05.1918г. на совещании в станице Мечетинской атаман Краснов предложил Деникину и Алексееву начать поход на Царицын. Направление было перспективным – взятие Царицына открывало путь к соединению с силами Уральской и Сибирской контрреволюции, и отрезало от Советской России Северный Кавказ. Однако командование Добровольческой армии отвергло план немедленного удара по Царицыну, решив вначале идти на Кубань, где полыхали казачьи восстания, занять ее и после этого оказать помощь Донской армии в направлении Царицына. Договор Корнилова с Кубанской Радой оказывал решающее давление на Деникина. Краснов вынужден был согласиться и наступать на Царицын только силами Донской армии. За обещанную поддержку Краснов обязался оказывать помощь Добровольческой армии вооружением, боеприпасами и деньгами в размере 6 млн. руб. Позитивным моментом для страны Советов было то, что командование Добровольческой армии уже второй раз наступало на одни и те же кубанские грабли и продолжало игнорировать стратегические преимущества Царицынского направления.

В итоге стратегия Краснова и Деникина определилась – летом 1918г.: Донская армия наступает на Воронеж и Царицын и Саратов, что соответствовало интересам Германии, а Добровольческая армия – в противоположном направлении – на юг к Черному морю, а после захвата Северного Кавказа выдвигается на Царицын и далее на Москву. План движения контрреволюционных армий в противоположных направлениях был обусловлен стремлением «объять необъятное» – одновременно с волжской коммуникацией захватить в свои руки казачьи области, базу людских, продовольственных и конских ресурсов для общего похода на Москву. Таким образом, вооруженные силы контрреволюции Юга вместо нанесения концентрического удара действовали на двух разных операционных направлениях. Блестящее проявление стратегической мысли белого генералитета! А ведь летом 1918г. положение Царицына и Южного фронта зависело от того, куда пойдет Добровольческая армия Деникина: на север – Царицын, или на юг – Кубань.

Красной армии Северного Кавказа (КАСК) предстояло сковать боями Добровольческую армию на периферии Гражданской войны, оказав поддержку образованному Южному фронту. Также КАСК предстояло защищать от белогвардейцев богатейший хлебный и нефтяной край и коммуникации в Азию.

Продолжение:

2-й Кубанский поход Добровольческой армии. Соотношение сил

По теме:

Год 1918. Качественное превосходство Добровольческой армии над Красной армией Северного Кавказа

Уважаемые читатели. Если понравилась статья - ставьте лайк и подписывайтесь на канал.