Найти тему
Alterlit Creative Group™

Галопом по книжным полкам

И вновь разговор про почитать. Писать объемно некогда, а кратко я не умею, поэтому пусть будет так.
Наверняка у вас бывало такое, что книги вдруг стали настольными, вошли в число самых любимых и перечитываемых или превратились в источники вдохновения.
У меня никогда такого не было,  и вообще четко ранжировать прочитанное я не берусь, поэтому представлю пятерку книг по другому критерию – мне было жаль, когда каждая из этих книг вдруг закончилась.

Ирвин Шоу «Молодые львы».

Еще на заре творческого пути я хотел написать книгу, где не было бы явных антагонистов, а повествование велось бы от лица нескольких главных героев, каждый из которых со своей правдой, выпуклых, вызывающих эмпатию, которые оказываются по разные стороны баррикад. Например, скользкий, но обаятельный аферист Колобок и одинокая прожженная фаталистка Лиса в поисках рукотворного счастья и обеда, противоречивая нимфетка Красная шапочка и умудренный санитар леса Волк с девизом «ничего личного, просто голод», жаждущий самопознаватель Буратино и эффективный продюсер Карабас, вынужденный из разношерстных неудачников собирать труппу для своего магнум опус. Не то, чтобы хотелось очеловечить зло, скорее попробовать изучить его природу. И вдруг в мои шаловливые руки попадаются «Молодые львы», выстроенные ровно по этому принципу.

Книга классная, тема вечная. На мой взгляд, Шоу так и не написал после этого романа ничего лучше. Были еще «Богач, бедняк» с продолжением «Нищий, вор», был увлекательный и ироничный «Ночной портье», были еще с десяток романов, более или менее проходных, но свой потенциал Шоу не реализовал, не перешагнул в разряд классиков, оставшись крепким беллетристом, усердным поэтом времени.

«Молодые львы» при этом в моем топе.

Стивен Кинг «11/22/63».

К Кингу можно относиться по-разному, но не признать того, что это большой писатель, я не могу. В какой-то период, лет двадцать пять назад, я запоем прочитал все, до чего смог дотянуться. Некоторые ранние, «классические», романы восхитительно пугающи, красиво сконструированы и написаны на правильном английском языке, насколько я вообще могу судить. Хватает и проходных вещей, особенно после злопамятной аварии и реабилитации, однако самый мой любимый его роман написан как раз уже в «новую» эпоху. Это образцовый попаданец, где попаданство не главное, хотя и важное действо даже с учетом того, что цель героя – именно изменение прошлого. Роман не идеален, по концовке есть ряд вопросов, но, когда я перевернул последнюю страницу, мне было по-настоящему жаль. Тогда у Степана Королева еще был порох в его пороховнице, который, кажется, к нынешнему времени все-таки отсырел.

Но «11/22/63» мощь и красота, которую я безусловно рекомендую.

Федор Достоевский «Братья Карамазовы».

Для кого-то Федор Михалыч тяжел и мрачен, но не для меня. С огромным удовольствием я глотаю умозаключения, упакованные в отличные словесные конструкции на родном языке, и каждый раз с легкой завистью прищелкиваю языком – тоже так хочу. Вся хтонь внутренних демонов, бережно вытаскиваемая Достоевским наружу из своих героев, настолько близка и понятна даже сейчас, настолько умело и талантливо подобраны авторские слова для ее описания, что я смело отношу его к своим учителям, до которых вряд ли удастся дотянуться. Но ведь попробовать стоит, не так ли?

«Братья Карамазовы», хотя здесь мог быть почти любой (почти – ключевое) из его романов.

Томас Манн «Волшебная гора».

Восемьсот страниц тягучего, обволакивающего, мягкого кайфа особого рода. Я читал роман долгими зимними вечерами, ощущая себя таким же постояльцем, которому позволено заглянуть в туберкулезный санаторий и провести там уютный отрезок жизни в начале прошлого века.

В принципе, на протяжении всего романа ничего не происходит, но за этим ничем так удивительно наблюдать, словно подглядывая в замочную скважину, смотреть, как зарождаются и гаснут чувства, как сталкиваются в жарких дискуссиях разные идеологии и характеры. И если существуют произведения, как фотокарточки, отражающие время, то «Волшебная гора» - отличный образец такого зеркала эпохи.

Наверное, не для всех и каждого, но лично для моей библиотеки «Волшебная гора» – маст хэв.

Джозеф Хеллер «Уловка-22».

Я с огромным уважением отношусь к авторам, которые могут в рамках одного эпизода раскачать эмоциональные качели от смеха к слезам и наоборот. В первую очередь такие примеры вспоминаются из фильмов, и это нормально – я сценарист, но книги не исключение. «Уловка-22» полна сатиры и абсурда, юмора и гротеска, она настолько антивоенная, насколько вообще таковой может быть книга, но для того, чтоб это понять и упаковать внутри себя, ее нужно прочесть всю. От комедии до трагедии повествование через лоскуты разрозненных на первый взгляд героев и ситуаций, выстраивается в гладкое и тяжелое полотно о том, можно ли противостоять безумию войны, оставшись в своем уме, теряя всех вокруг, не растерять в себе человека.

Если мне когда-нибудь удастся что-то подобное «Уловке-22», мой творческий путь не напрасен.

Как-то так. А с какими книгами вы расставались с сожалением?

Нематрос для сайта Альтерлит

Наш канал в Телеграм