Найти тему

За что не любили водовозов в Петербурге

Кстати, возможно, это относится не только к Петербургу, но и к другим городам Российский империи.

Итак, что мы знаем о водовозах?

Вроде как уважаемая профессия, причем тяжелый физический труд. На Шпалерной улице на территории водоканала есть даже памятник водовозу:

Водовоз. Фотография автора
Водовоз. Фотография автора

Но что же с ними было не так? К 1860 годам в Петербурге еще не было водопровода. Доставкой воды из рек и каналов занимались как раз таки водовозы.

Как вообще это происходило? Предположим, вы отправились в отпуск в Петербург 1860-х годов. Если вам повезло и вы грамотные, то можно купить газету и поискать "удаленно" подходящее вам жильё за устраивающую вас стоимость. Если же не повезло, и грамотностью вы были не обременены, то тогда необходимо будет пойти по улицам Петербурга и искать на окнах домов с специальные листики, разный цвет которых обозначал разные условия (комнаты сдаются там, углы или квартиры).

После чего находите дворника, предъявляете паспорт, улаживаете все формальности и заселяетесь в свое новое жильё.

И вот теперь перед вами стоит главный вопрос: "А что с водой?"

Вариантов тут ровно два. Можете сами ежедневно ходить к ближайшей реке и набирать воды столько, сколько надо, либо же попросить дворника привести к вам водовоза.

Даже при кажущейся простоте задачи, не будете вы самостоятельно ходить на реку. У среднего городского жителя на это просто нет времени. Поэтому дворник приводит вам водовоза, чтобы вы договорились и поставке воды на квартиру.

И вот тут начинается самое интересное.

Важно сказать, что водовозы - это был не государственный бизнес, а частный. Отсюда и пошли все беды. Забегая вперед, приведу цитату из моего любимого Петербургского листка за 1860 год:

Кричали теоретики, что этим достигается свобода торговли, поощряется конкуренция! Куда как красно писали газетные статейки, а на деле вышло очень плохо. Мясо из рук вон дорого, булочники строят пятиэтажные дома, извозчики безобразничают. Почему же не продолжать безобразничать и водовозам? Ведь они думают, что не промышленники для публики, а публика для промышленников…

Так как же безобразничали водовозы?

Надо сразу обозначить, что связка дворник + водовоз = околопреступный синдикат :-)

Водовозы готовятся развозить воду по Охтинке
Водовозы готовятся развозить воду по Охтинке

Суть была в следующем: город был четко поделен на кварталы и каждый квартал обслуживала конкретная водовозная артель.

Когда к вам приходил водовоз, он сам назначал стоимость за свои услуги. Если в среднем стоимость ведро воды имела хоть какую-то стабильность (хотя и то стоимость колебалась, зависело от того, из какой реки вода), то вот за услуги водовоз брал цену с потолка. И ничего бы вы с этим не поделали. Либо плати то, что заломил водовоз, либо ходи за водой сам.

Да, можно было потребовать от дворника привести другого водовоза. И он это сделает, но опять же водовоз будет из той артели, из который приходил первый. И второй водовоз запросто окажется еще более требовательным, чем первый.

Газета Петербургский листок наглядно описывала водовозный беспредел:

Приятель мой, назову его Ловцовым, переехал на новую квартиру. В самый день переезда явился к нему водовоз, приведенный дворником.
«Мне, братец, нужно по одному ушату воды в день и наколоть дров», – сказал он водовозу. «На прежней квартире я платил по два рубля серебром в месяц, но я жил там в третьем, а теперь во втором этаже. Семейство у меня не прибавилось, и квартира такого же размера, то есть те же четыре печи. Вдобавок, теперешняя квартира сажень на 50 ближе к реке. Ведь ты же возишь из Фонтанки?
«Нечто. Поставляем в наилучшем виде. Одно слово, останетесь довольны, вот что».
«А сколько же ты возьмешь в месяц?»
Мужики после нескольких почёсываний объявили, что они не хотят обижать нового жильца и требуют в месяц всего три рублика. Напрасны были все представления Ловцова. На все его доводы водовоз отвечал:
«Никак невозможно! Харчи дорогие, заработки плохие, меньше нельзя. А впрочем, как угодно, вашей милости, у нас и без того работы столько, что не управишься».
Нечего говорить, что все убеждения Ловцовы о несообразности плохих заработков с огромным количеством работы остались тоже бесполезными. Водовоз, как упрямый осел, не понимал, или лучше сказать, не хотел ничего понимать. Кончилось тем, что мужик ушел, а Ловцов потребовал, чтобы дворник привел к нему другого водовоза. Явился и другой, но потребовал уже 3 рубля 50 копеек серебром в месяц и не уступал ни копейки. Ловцов не согласился и опять обратился к дворнику, но тот сказал наотрез, что других водовозов у него нет.
«Как эти не по вкусу пришлись, — грубо ворчал он, — так поищите, авось потрафите».

Не нравится стоимость услуг водовоза?

Ну хорошо, идите и ищите самостоятельно.

Да, так можно было сделать, можно было пойти по улицам и поискать другого водовоза, который согласился бы доставлять вам воду на квартиру.

Только он сразу же столкнётся с двумя сложностями:

1. Ваш дворник всячески будет ему препятствовать в попытках доставить вам воду на дом.

2. Рано или поздно его поколотят водовозы из артели, которая обслуживает ваш дом.

Но чаще всего заканчивалось это всё тем, что вы не договоритесь с водовозом из другой артели. Т.к. за риски быть поколоченным он "заломит" цену еще выше той, что требовали ваши.

Случаи совершенно реальные, отчего и был поднят этот вопрос в Петербургском листке.

Дворник так же был в деле. Он обеспечивал артели клиентами, артели давали дворнику откат. Всем было хорошо, кроме конечного потребителя.

В некоторых случаях дворники сами могли исполнять обязанности водовоза. И для жильца это был вариант еще хуже, чем с водовозами со стороны.

Цитата из Петербургского листка:

И еще хуже те дома, где сами дворники исправляют должность водовоза и не допускают до этого дела никого постороннего. Тут жилец чисто крепостное лицо у дворника.
Я помню случай, что приятель мой, живший в таком доме и желавший во что бы то ни стало освободиться от притеснения, подговорив знакомого водовоза, предложил ему двойную цену. Этот водовоз был силач и побить его было трудно. Зато через несколько недель случилась в том доме покража, и взятый под арест дворник объявил подозрение на водовоза.
Чем кончилось я не знаю, но только водовоз больше не являлся, а приятель мой вследствие дворницких интриг поссорился с управляющим домом, и когда наступил срок контракта, ему было отказано от квартиры, весьма для него удобной. Нерасположение дворника к жильцу составляет тоже не последнее бедствие нашего существования.

Еще сильнее водовозы "безобразничали" на дачах. Там понятно, лето, вода требуется в больших количествах, дачи нанимают люди, как правило, обеспеченные, а раз обеспеченные, то чего бы и не порадовать водовоза дополнительной копеечкой?

Цитата:

Но если внутри города обыватель подвергается произволу водовозов, то еще хуже бывает на даче. Там эти молодцы ломят с вас сцену решительно ни с чем не сообразную. Например, я жил лето на даче по Безбородкину проспекту на Выборгской стороне, никак не более полуверсты от Невы. На всю улицу возил только один водовоз, державший нескольких работников и лошадей. За два ушата воды в день я вынужден был платить по 4 рубля 50 копеек в месяц, и при том вода доставлялась весьма неаккуратно. Другого водовоза нельзя было достать ни за какую цену.

Нормальной практикой было у водовозов затребовать деньги вперед за достаточно приличный срок. На починку телеги, на покупку новой бочки, на лечение лошади и так далее.

Освящая проблемы с водовозами, газета Петербургский листок задается следующими вопросами:

Положим, бедствие маленькое, микроскопическое. Но таких бедствий в нашей жизни скопляется не мало. Не говоря уже о денежном ущербе. Оно, пожалуй, невелико, но сколько вы переносите досады, сколько у вас испортится крови, видя, как нагло вас эксплуатируют! Неужели нет никакого средства дать правильную организацию корпорации водовозов? Неужели невозможно определить правильное и безобидное для обеих сторон вознаграждение за их труд? Неужели мы будем вечно слушать вопли людей, вопиющих против таксы, благополучно существующей в самых благоустроенных столицах Европы? Плохая надежда на правильное устройство промысла водовозов, когда мы видим расстройство, причиненное уничтожением таксы на мясо, хлеб и за извозщичью езду.

Таким образом да, в нашем сознании хоть и укрепилось убеждение, что водовоз - это была почитаемая и уважаемая профессия, но в 1860-х годах всё было не так однозначно.

Водопровода еще не было, водовозы были монополистами и сами диктовали потребителю свои условия. Невидимая рука рынка отрегулировала этот рынок совсем не в ту сторону, как ожидали власти.

Если те предполагали, что свободная и честная конкуренция приведет к повышению качества услуг и снижению цен, то вышло ровно наоборот. "Конкуренты" разделили город на части, заломили цены и начали "безобразничать".

Ситуация начнет улучшаться только по мере развития городского водопровода. Медленно, долго, но у водовозов будет всё меньше и меньше работы, что вынудит их становиться всё сговорчивее и сговорчивее.

Такие дела.

В следующих статьях поговорим и о добытчиках льда, и об извозчиках, и про золотарей.

Лайк, подписка, до новых встреч!