Луг / Lugh — Сияющий, бог множества умений.
Во-первых, у него несколько имён: Лавада (Длиннорукий), Илданах (искусный во многих искусствах), Савилданах (равно искусный во многих искусствах), Лоннбенмех (свирепый воин), Конмак (сын гончей), в поздние времена — Кельтский Меркурий и другие.
Во-вторых, он универсал: король и воин, мастер и кормилец, защитник и помощник, законник и — чуть было не написал "искусствовед", — сведущий в искусстве, хранитель законных королевских владений.
Луг — светлый, сияющий, он многогранен, преизобилен. Все почитают и любят Луга. Действительно, выдающая фигура ирландской /кельтской мифологии, влияние которого ощутимо вплоть и в наше время. Праздник урожая Лугнасад посвящён Лугу.
Какими же видами мастерства он владеет? — Нетрудно ответить.
Военным, целительским, поэтическим, музыкальным, плотницким, магическим искусством друидов и другими.
Даже Юлий Цезарь ставил Луга на первое место среди богов, приравнивая его к Меркурию (кельтский Меркурий). Его изображали подобным Меркурию, то есть юным, безбородым в тунике, с крылатом шлеме и с жезлом. Монументы, посвящённые Лугу встречались в эпоху римского владычества по всей Галлии.
И всё же, это римская интерпретация.
Когда Луг предстаёт перед Кухулином, то выглядит, как светловолосый, высокий мужчина с дивной копной вьющихся светлых волос. На нём зелёная мантия, заколотая на груди брошью из белого серебра. На нём туника из королевского атласа, доходящая до колен. У Луга чёрный щит с навершием из белой бронзы, а в руках пятиконечное копьё (как же оно выглядело?) и дротик.
Также описывается его высокий рост, молодость, бронзовое (от загара, видимо) лицо, ярко-красные щёки (признак полнокровия), алые волосы и белый стан.
Сияние его лица и лба было подобно заходящему солнцу, и нельзя было удержать взгляд на Луге из-за этого сияния.
Луг владеет неудержимым огненным копьём, разящей пращой и огненной гончей Файлинис.
Говорят, что именно он изобрёл игру фидхелл, игры с мячом и скачки!
Луг — смешанных кровей.
По материнской линии он — фомор. Его мать — Этне (Этайн), дочь фоморского короля Балора.
По отцовской линии Луг — из Туат де Дананн. Отец — Киан, сын бога врачевания Диан Кехта.
Одна из версий рождения Луга такова. Его дед Балор узнал из пророчества, что падёт от руки своего внука. Тогда он запер свою дочь Этне в высокой башне на острове Тори, поручив её многочисленным нянькам.
Через какое-то время Балор завладел хитростью волшебной коровой Киана и тот решил проучить Балора. При магической поддержке друидессы Бирог Киан отправился на остров Тори и, переодевшись в женское платье, предстал перед Этне и её няньками. Те ничего не заподозрили и разрешили двум девушкам, так сказать, пошептаться-пошушукаться.
Пошушукались они как положено. Влюбились друг в друга и бежали (пока няньки-мамки сладко спали от чар, наведённых Бирог). Вскоре выяснилось, что Этне беременна. Спустя положенное время она родила трёх сыновей. Увы, судьба двух была плачевна. Балор своему слуге велел утопить всех в море. Слуга завернул малюток в полотно, скрепил его булавкой. По дороге к морю булавка расстегнулась, младенец Луг выскользнул из полотна и остался жив. Бирог спасла мальчика и отнесла его отцу.
Сын Луга — величайший герой Ирландии Кухулин. Его даже считали воплощением самого Луга.
О деяниях выросшего Луга можно рассказать многое.
Например, о том, как он присоединился к Туат де. Ведь мог, в принципе и к фоморам предстать, и тогда мифологическая (а, может, и реальная :) история Ирландия вышла бы иной.
Так вот, юноша Луг захотел присоединиться к двору короля Нуады из Туат Де. Пришёл он в Тару, а там — дотошный привратник. Стал привратник пытать Луга, что тот умеет делать. И какое умение Луг не назовёт, охранник в ответ: "Уже имеется". В том смысле, что среди Туат де уже есть кто-то, обладающий этим навыком. Луг отступать не захотел и спросил: "А есть ли тот, кто обладает всеми навыками сразу?"
Уж тут привратнику ничего не оставалось делать, как пропустить Луга.
А тут, похоже, только его и ждали (без всякой иронии). Он выиграл состязания у силача Огмы, развлёк всех искусной игрой на арфе, и в итоге поражённые Туат де назначили его вождём Ирландии. А Луг возьми да и спроси, отчего славные Туат Де терпят фоморов. Тут всё и завертелось...
О сражениях Туат Де с фоморами — первой и второй битве при Маг Туиред — следует рассказать отдельно. А пока коротко: именно Луг смертельно поразил короля фоморов, своего деда Балора. Он попал тому из пращи в ужасный глаз (как Вия не вспомнить, а ведь его Гоголь придумал!).
Сбылось предсказание!
Примечательна история о приключениях и злоключениях трёх сыновей Турена. Всё это устроил им Луг.
Началось всё плохо и закончилось плохо. Турен был тоже из Туат Де. И сам Турен, и три его сына с отцом Луга Киану совсем не ладили. Не ладили настолько, что убили его.
Когда Луг проходил той же дорогой, на которой умер его отец, к нему воззвали камни, как поэтично рассказывает миф. Луг потребовал от убийц (он имел на это право), чтобы те выполнили его поручения. Все задания кажутся невыполнимыми. Они вроде тех, которые Эврисфей давал Гераклу. Нужно было принести магические предметы: яблоки из Сада Солнца, волшебную шкуру кабана, волшебное копьё, волшебных свиней короля Асала, вертел морских дев. А после того, как сыновья Турена справились со всем перечисленным, Луг дал им задание, которое было бы для них априори гибельным.
Братья должны быть прокричать на некоем холме имя воина Мохаэна. Между тем, братья были связаны обетом не делать этого. В итоге братья должны были сразиться с Мохаэном, убили его, но и сами получили смертельные раны. Исцелиться от ран они могли бы с помощью волшебной шкуры кабана, но...
Как вы понимаете, друзья, Луг, владеющий шкурой, отказался их излечить.
Луг вместе с Огмой сопровождал Дагду в лагерь фоморов, когда Дагда возвращал свою арфу.
В память о своей приёмной матери Таилтиу Луг учредил спортивные игры. Вспомним "Илиаду", то же самое делает Ахиллес в память о друге Гекторе. Игры в память о Таилтиу завершались в Лугнасад, 1 августа. Кстати, сам Лугнасад — праздник триумфа Луга над духами иного мира, которые хотели присвоить урожай.
Луга считают ответственным за смерть Бреса, непопулярного короля Туат де, который благоволил фоморам. Луг сделал 300 деревянных коров, наполнив их внутренность ядовитой жидкостью. Эту жидкость он и предложил выпить Бресу, и тот, давший обет не отказываться ни от одного поданного ему напитка, выпил отраву.
Погиб Луг от руки сыновей Кермайта. Они отомстили Луга за своего отца, которого убил Луг — за то, что соблазнил одну из жён Луга. Между прочим, Кермайт был воскрешён его отцом Дагдой, а Луга уж никто не воскресил.
Говорят, что воплощением Луга стал его сын Кухулин, которого родила от Луга Дехтине, дочь друида и воина Катбада.
Мифология Ирландии
Путеводитель по каналу "Любовь моя — Ирландия"