Арка появилась более трех тысяч лет назад, и, как все гениальные изобретения, она все еще с нами. Арка, в отличие от других строительных элементов и конструкций, приобрела отдельный смысл: стала символом триумфа — как военного, так и строительного (вспомним хотя бы готические соборы — «небоскребы» своего времени, высота которых стала достижима в том числе благодаря использованию особых арочных конструкций). И конечно, арка — это просто красиво. Убедиться в том несложно — читайте про петербургские арки и смотрите сами. Михаил Борисов рассказывает об арках эпох от классицизма и до наших дней, начало истории — по ссылке.
Удивительное сооружение представляет собой арка Главного штаба, построенная Карлом Росcи и посвященная Отечественной войне 1812 года. Она располагается по центральной оси Зимнего дворца и соединяет два крыла огромного здания. Задачей Росси было решить проблему выхода с Невского проспекта к Дворцовой площади и «исправить» коленце Большой Морской улицы. Есть мнение, что источник вдохновения Росси — римская арка Септимия Севера в Пальмире, воздвигнутая в III веке. Эта арка с двойным фасадом маскирует 30-градусный изгиб между секциями колоннады. Пальмира и ее правительница Зенобия, с которой сравнивали Екатерину II, были очень популярны в России после публикации в 1753 году книги, посвященной этому древнему государству, с прекрасными гравюрами, созданными в результате научной экспедиции Докинза и Вуда.
Другим источником вдохновения Карла Росси могла быть одна из фантазий археолога, архитектора и художника Джованни Баттисты Пиранези с изображением однопролетной арки и городской перспективы в ее проеме. Екатерина II была восхищена творчеством Пиранези, его работы хранились в собрании императрицы. Карл Росси выполнил несколько вариантов арки, выбор остановили на практически идеальном квадрате. Арка Росси выходит на одну из главных площадей страны, и невозможно, оказавшись в ее проеме, не закинуть голову и не залюбоваться глубоким петербургским небом! С обратной стороны арка напоминает мост над руслом реки и ведет через Большую Морскую на главную улицу города — Невский проспект.
Во второй половине ХIХ века в Петербурге строятся роскошные многоэтажные дома, и с помощью арок архитекторы раскрывают внутренние пространства дворов-курдонеров. Грандиозными арками прорезает фасады Павел Сюзор на Пантелеймоновской (сейчас Пестеля) и Кирочной улицах. Арки превращают дворы в залитые электрическим светом улицы. В такое пространство с помощью четырех арок архитектор Федор Лидваль превращает дворы Толстовского дома. С улицы Рубинштейна можно пройти на набережную Фонтанки, и арки задают прогулке кинематографический эффект с частой сменой планов.
В ХХ веке стальные арочные конструкции используют в строительстве мостов и вокзалов: впечатляющие арочные фермы имеет мост Императора Петра Великого, построенный инженерами Григорием Кривошеиным и Владимиром Апышковым; арочными фермами в стиле модерн накрывает перроны Витебского вокзала академик архитектуры Станислав Бржозовский.
В арочной конструкции заложен образ будущего. В 1920-е годы конструктивисты строят образцовый рабочий городок с трех- и четырехэтажными домами, светлыми квартирами, благоустроенными дворами — жилмассив на Тракторной улице для рабочих Путиловского завода. Визитной карточкой городка становятся легкие полуарки, перекинутые от одного корпуса к другому, словно руки, положенные на плечо друга. Двойные арки украшают квартал № 26, построенный мастерской Григория Симонова в 1930-е годы на Малой Охте, — о них Иосиф Бродский написал крылатые строки: «Вот я вновь пробежал Малой Охтой сквозь тысячу арок».
Один из главных символов Ленинграда — установленный на берегу Ладоги в 1966 году монумент «Разорванное кольцо». Его автор, скульптор Константин Симун, с помощью железобетонных полуарок создал образ Дороги жизни: она ведет за горизонт, и арки соединяют земное с небесным.
В 1980-е годы архитекторы используют арочные конструкции для создания современных и проницаемых квартальных пространств. Таковы арки протяженного жилого комплекса на правом берегу реки Смоленки, спроектированного в мастерской ЛенНИИпроекта. Пять башен высотой до 16 этажей задают вертикали, а пластичность и экспрессию фасаду придают высоко расположенные арки, сквозь которые жители попадают в комфортные кварталы. Арочные конструкции — не только отсылка к классическим образцам, но и возвышенная декларация открытости общественных пространств. Похожую функцию выполняют арки в построенных поблизости в начале 1990-х многоэтажных домах на Морской набережной — они ведут на побережье.
Символизм арки в начале нулевых использовал архитектор Игорь Гунст, который к 300-летию Санкт-Петербурга возвел арку-звонницу на Крестовском острове. Она представляет собой 27-метровый музыкальный инструмент из монолитного бетона: на высоте между двух пилонов закреплена конструкция с 45 колоколами.
Современная архитектура широко востребовала главное свойство арочной конструкции — прочность — и использует арки для создания новых форм. Архитектор Михаил Мамошин в 2002 году применил арочные конструкции в фасаде комплекса гостиничных зданий на улице Маяковского, и современная постройка обрела тектонику римского ордера, укоренила его в историческом квартале города. Архитектор Вольф Прикс в новой «СКА-Арене» разогнал волну легких металлических арочных конструкций для создания динамичного, будто парящего в пространстве стадиона.
Продолжает архитектурные традиции города и недавно открытая арка «Лахта Центра» — удивительное архитектурно-инженерное сооружение ХХI века, своего рода начало «лестницы в небо». Длина дуги арки — 154 метра. Ширина безопорного пролета — 93 метра, что сравнимо с шириной Красной площади в Москве. Подробнее об этом уникальном архитектурном объекте мы расскажем в одном из наших следующих материалов.
#архифакты