Найти тему
Валерий Грачиков

«Ваша ученость» из губернского города

Так получилось, что «Вашей ученостью» купца Александра Антонова окрестили дома дорогие и ненаглядные родственники. В самом деле, что за блажь у человека – книжки читать, да сочинять стихи с пьесами. Ну какие могут быть пьесы у купеческого сына, которому в наследство полагаются три мельницы, восемь лавок, три дома и более тысячи десятин земли?! Делом надо заниматься, а не о всеобщей справедливости думать. Тем более, что еще в юном возрасте дозаступался: полез спасать сына дворника от отцовской порки, да нечаянно по глазу толстенной веревкой и получил. Да так, что ослеп на этот глаз. Но ни тяги к наукам, ни веры в справедливость у рязанского купца, городского головы и почетного гражданина Александра Васильевича Антонова это не отняло.

Вообще вот это обращение «Ваша ученость» и то, как отец подходил к вопросу обучения единственного сына и наследника очень наглядно демонстрирует, насколько губернским купцам, даже из самых состоятельных, были нужны все эти науки. Нет, сына, конечно, обучили. Сначала наняли семинаристов, потом отдали в училище. А в Рязани ведь имелась гимназия и неплохая. Но Антоновым не надо. Делом нужно заниматься – в лавке работать. Видно так считал Василий Егорович Антонов – уважаемый рязанский купец во втором поколении, трижды занимавший пост городского головы и посланный рязанскими купцами поднести императору Александру II каравай на коронации, а также встречавший императора хлебом-солью в Рязани, когда он заехал в город в одну из поездок.

Так что когда в 60-е годы XIX века Александр Антонов в свой черед стал городским головой – он просто продолжил успехи отца в хлебной и мучной торговле. Но «белой вороной» в плане интереса к наукам и литературных опытов быть не перестал.

Дом Антоновых на современном Первомайском проспекте
Дом Антоновых на современном Первомайском проспекте

Сам Антонов в своих записках описал и то как выглядело купеческое общество губернского города в первой половине XIX века:

«Многие отцы семейств не знали грамоте, а матери ходили в сарафанах, епанечках и поневах, обыкновенною одеждою купцов были тулупы , чуйки и поддевки — на головах шапки и картузы весьма неуклюжей формы, молодые купчихи одевались в платья с клиньями, в капоты и салопы с длинными капюшонами…»

И то, что во времена Александра II купцы и мещане потянулись за дворянами в плане быта и развлечений:

«… Вскоре, то есть около 1850 года, бросили в Рязани прежние игры на вечеринках, и не было, кажется, ни одного купчика, ни одной купеческой дочки, которые бы хотя галоп не танцевали, даже модистки, мясничихи и дочери цеховых уже стыдились показаться на Божий свет, не зная французской кадрили и не имея белых перчаток , и порядочные мещане учили своих мальчиков и девочек выплясывать разные штуки …»

Не нравились Антонову новые наряды. Он по их поводу и в эпиграммах проходился:

«…Ныне все почти портные,
Все лакеи, кучера
Носят брюки расписные,
Носят головы смазные,
Трут варшавского бобра…»

Источник: И.В. Грачёва "Рязань в поэзии А.В. Антонова"

Собственно, чему удивляться. Надо понимать Антонов и сам был купцом в третьем поколении. Торговлей занялся его дед – Егор Антонович, государственный крестьянин, подавшийся в 1815 году в Рязань попробовать себя в хлебной торговле. Получилось у него удачно, а потом потомки продолжили начатое им дело. У Александра Васильевича уже имелось денег достаточно, чтобы и делом заниматься, и коллекции собирать.

-3

Он ведь даже часть дома под музей собирался пожертвовать. Но собирался, собирался, да так и не отдал, потому что люди смертны и, что самое плохое – внезапно. Подписать бумаг о создании музея он не успел, коллекция осталась сыну. Впрочем, потом, после революции его собрание диковинок все равно оказалось в городском музее и теперь картины и прочие раритеты из коллекции Антонова находятся в Художественном музее, а иногда даже проводятся выставки вроде «Рязанское собрание Антоновых».

Что очень важно, будучи по сути дела самоучкой, Антонов, конечно, не стал классиком русской литературы, да и вообще в наши времена не особенно известен даже в родной Рязани. Но в свои времена второй половины XIX века он не раз публиковался в столичных журналах, а его литературные опыты даже в списки рекомендуемой литературы для учащихся попадали. В Рязани же его пьесы в губернском театре ставили под бурные аплодисменты публики. Например, после того, как поставили пьесу «Конец – делу венец», написанную Антоновым в честь отмены крепостного права:

«Эта пиэса была представлена в первый раз в Рязани 1866 года 3 февраля. Играли очень плохо, но автора вызывали более четырех раз и поздравляли в ложе «с успехом» под предводительством градского головы многие именитые граждане…»
-4

Получал рязанский купец за свои стихи и благодарность от императора Александра II. Это не мешало ему порой высказываться о рязанских чиновниках в едких эпиграммах:

«…Если в праздник годовой
Барин вздумает большой
К нам билетик свой визитный
С камердинером прислать,
Верно, хочет он кредитный
За него билетик взять…»

Источник: И.В. Грачёва "Рязань в поэзии А.В. Антонова"

Дом купцов Антоновых сохранился до нашего времени. Конечно, после революции никакие купцы там больше не жили, последние Антоновы сгинули в кутерьме революции. Александр Васильевич до революции удостоился статьи в словаре Брокгауза и Эфрона как поэт-самоучка. А на родине его не то, чтобы совсем забыли, но не очень и помнят. Может быть, потому что Рязань в плане русской литературы – это в первую, вторую и все последующие очереди связана с Есениным.

-----------

При написании статьи использованы исследования И.В. Грачёвой: "Купцы о купцах" ( "Московский журнал", №2, 2013 год) и "Рязань в поэзии А.В. Антонова"

----------

Не ленитесь, ставьте лайки :) Они поднимают настроение и вместе с вашей подпиской помогают развитию канала. А еще на меня можно подписаться в Телеграме.