Найти тему
МАКРО ПАРТНЁРЫ

Призыв Драги к действию на 800 млрд евро

Оглавление

400 страниц «величайших трудов» экономистов и несколько более спорных предложений бывшего президента ЕЦБ Марио Драги представляют собой наиболее полный план Европы по возрождению экономики, декарбонизации и повышению ее самодостаточности.

Бывший президент ЕЦБ Марио Драги
Бывший президент ЕЦБ Марио Драги

Самый громкий призыв к экономическому реформированию на сегодняшний день

Во время пребывания Драги на посту президента ЕЦБ он постоянно призывал к большему количеству структурных реформ и инвестиций в европейские экономики, поскольку его беспокоил низкий потенциальный рост производства. Прошло более десяти лет с тех пор, как он начал свою работу во Франкфурте, и проблемы европейской конкурентоспособности только усилились. Сегодня Драги представил подробный и всеобъемлющий план по оживлению экономики ЕС.

Причина, по которой такой высокопоставленный человек, как Драги, получил задание подготовить этот отчет, ясна. Экономический рост в Европе был слабым по сравнению с США и Китаем в течение долгого времени, но чувство срочности экономических реформ вне кризисов отсутствовало. В последние годы глобальный контекст вокруг экономики изменился. Энергетический кризис, возросшая глобальная конкуренция и геополитические риски выявили угрозы для европейской экономической модели, что привело к более громкому призыву к переменам.

Это требует комплексных действий, если ЕС не хочет столкнуться с «медленной агонией» по словам Драги. Мы в целом согласны с этим анализом, поскольку давно подчеркиваем вялый базовый рост в Европе, слабые инвестиции и слабый рост производительности .

ВВП на душу населения в США неуклонно расходится с ЕС

Источник: Перспективы мировой экономики МВФ
Источник: Перспективы мировой экономики МВФ

Привлечение 800 млрд евро инвестиций в год

План амбициозен по своему масштабу, однако он включает в себя множество предложений, которые экономисты, знакомые с Брюсселем, могли бы считать «величайшими хитами», наряду с некоторыми мерами, уже реализованными на национальном уровне. Чтобы достичь инвестиционного роста в размере 800 млрд евро в год (около 5% ВВП ЕС), призывы Драги включают:

  • Общие фонды для совместных инвестиций в ключевые общественные блага, финансируемые за счет еврооблигаций, что позволяет осуществлять общие государственные инвестиции.
  • Более полный единый рынок, в том числе в сфере услуг, позволяющий компаниям масштабироваться.
  • Завершение создания банковского и капитального союза для привлечения большего количества частных инвестиций.
  • Более мягкое регулирование конкуренции на уровне ЕС, которое должно позволить европейским компаниям-суперзвездам процветать, как это делают американские и китайские компании.
  • Пересмотр бюджета ЕС с перераспределением финансирования в пользу ключевых стратегических секторов.
  • Отмена права вето в Европейском совете для более оперативного принятия решений.

Кроме того, многие меры направлены на безопасность и экономическую самодостаточность. В докладе содержится призыв к действиям в отношении высоких европейских цен на энергоносители и подчеркивается необходимость обеспечения сырьем и укрепления обороноспособности. В целом, в нем отстаивается более единая европейская стратегия в то время, когда европейская экономическая среда находится под угрозой потери актуальности, а многие политические партии в Европе подвергают сомнению преимущества европейской интеграции.

Смелый план, но приведет ли он к смелым действиям?

Отчет, представленный Драги, является первым всеобъемлющим отчетом по самым острым экономическим проблемам Европы. Это отчет, богато наполненный превосходным анализом. Предложенные средства против нынешнего «евросклероза» безусловно разумны, но уже вызвали удивление в европейских столицах. Министр финансов Германии Кристиан Линднер быстро отверг идею еврооблигаций.

Действительно, получение политической поддержки предлагаемых планов станет самой большой проблемой в текущем политическом климате. Выборы в Европейский парламент уже показали, что политическое настроение в Европе скорее смещается в сторону меньшей Европы, чем большей Европы.

Во время кризиса Covid мы увидели, что можно позволить Европе играть более важную роль. Европейские фонды восстановления являются примером того, насколько успешно может работать общий европейский финансовый инструмент, сочетающий структурные реформы с инвестициями. Однако последние несколько лет показали, что Европа может объединяться во времена кризиса, но сразу же теряет чувство срочности, когда худшее из кризиса позади.

Опыт последних лет подчеркнул известные слова двух выдающихся европейских лидеров: утверждение Жана Монне о том, что «Европа будет выкована во времена кризисов», и замечание Жана-Клода Юнкера о том, что «мы все знаем, что делать, но не знаем, как переизбраться после того, как мы это сделали». Или, говоря нашими словами, Европа научилась справляться с надвигающимся кризисом, но имеет довольно разочаровывающий послужной список в столкновении с медленно разворачивающимся структурным упадком.

Первоначальную реакцию на планы Драги можно было бы резюмировать как «великие идеи, но практически нереализуемые, учитывая расхождение национальных интересов». Но, возможно, при втором взгляде отчет Драги может открыть дверь для перемен. Честно говоря, нынешнее состояние европейской экономики, потеря международной конкурентоспособности и отставание от Китая и США являются не только результатом пандемии, войны и геополитики. Они также вытекают из кризиса евро и отсутствия более смелых мер. Возможно, кто-то столь же высокопоставленный, как Драги, теперь сможет привить то чувство срочности, которого в настоящее время, кажется, не хватает.

В своей самой известной речи, в которой он объявил, что сделает все возможное, чтобы спасти евро, он сравнил евро со шмелем. Он назвал его загадкой природы, потому что он не должен летать, но летает. В нынешней политической обстановке, когда националистические взгляды на подъеме, лучшее, на что может надеяться Драги, — это то, что его предложения закончатся так же, как его любимое насекомое.