Найти тему
De Rebus

Современное искусство: как понять если непонятно

Оглавление
Джексон Поллок. Стенографическая фигура (1942)
Джексон Поллок. Стенографическая фигура (1942)

Для многих людей, которые привыкли к классическими формам искусства с их реалистичными изображениями пейзажей, людей и исторических сцен, современное искусство может показаться непонятным. Абстрактные формы, случайные всплески цвета и странные инсталляции могут заставить вас почесать в затылке и спросить: “Разве это вообще искусство?”

Если вы когда-нибудь недоумевали при виде картин Джексона Поллока или инсталляций Дэмиена Херста, это руководство для вас. Давайте разберёмся шаг за шагом в том, чего пытается достичь современное искусство и почему оно может быть более значимым, чем кажется на первый взгляд.

Шаг 1: Переход от "репрезентации" к “выражению"

Традиционное искусство часто стремится максимально точно отобразить реальность — будь то пейзаж, портрет или историческая сцена. Такие художники, как Леонардо да Винчи или Рембрандт, известны своим техническим мастерством в изображении мира. Современное искусство, начиная с конца 19-го и начала 20-го веков, начало отходить от этого. Художников больше не интересовало только то, что они видели; они хотели писать то, что чувствовали.

Почему произошли эти изменения? С изобретением фотографии художникам больше не нужно было быть единственными, кто отвечал за воспроизведение реальности. Вместо этого они получили свободу исследовать внутренние миры, личные эмоции и абстрактные идеи. Такие течения, как импрессионизм и экспрессионизм, начали фокусироваться на том, как мир ощущается, а не на том, как он выглядит.

Представьте, что вы пытаетесь изобразить чувство, например на радость, грусть или хаос. Вряд ли вы просто изобразите улыбающееся лицо, чтобы передать радость, не так ли? Вы, скорее всего, решите использовать яркие, сочные цвета и смелые мазки, чтобы передать ощущение счастья или волнения. В этом суть современного искусства: выражать то, что находится внутри, а не просто воспроизводить внешний мир.

Марк Ротко. Белый центр. 1950
Марк Ротко. Белый центр. 1950

Шаг 2: Абстракция — это не "случайность"

Одним из самых больших препятствий для традиционно настроенного зрителя является понимание абстрактного искусства. Вместо того, чтобы изображать узнаваемые объекты или сцены, абстрактное искусство фокусируется на формах, цветовой гамме. Легко посмотреть на картину Василия Кандинского или скульптуру Генри Мура и сказать: “Это выглядит как набор случайных фигур. В чем смысл?”

А как на самом деле: Абстрактное искусство - это попытка уловить суть чего-либо, а не его буквальный внешний вид. Например, картина может быть написана с целью передать движение ветра, звуки музыки или ощущение свободы — вещи, которые трудно, или вообще невозможно, изобразить реалистично.

Рассмотрим такую аналогию: Подумайте о музыке. Симфония не обязательно представляет что-то буквальное. Все дело в том, какие чувства вызывает у вас сочетание звуков. Абстрактное искусство работает аналогичным образом — это визуальная музыка, призванная вызывать эмоции, настроение или атмосферу, не показывая ничего конкретного.

Пит Мондриан. Композиция II в красном, синем и жёлтом. 1930
Пит Мондриан. Композиция II в красном, синем и жёлтом. 1930

Шаг 3: Избавьтесь от привычной идеи "мастерства"

Многие люди критикуют современное искусство, говоря: “Я и сам так могу!” Это правда, что некоторые произведения современного искусства, такие как картины Джексона Поллока или простые геометрические фигуры Пита Мондриана, могут выглядеть обманчиво простыми. Но такая критика упускает суть.

Почему дело не только в технике: современные художники часто меньше заинтересованы в демонстрации технических навыков (хотя многие обладают ими на высоком уровне) и больше сосредоточены на идеях. Ценность работы заключается в концепции, стоящей за ней. Речь идет о том, что пытается донести художник — будь то критика общества, исследование идеи или размышления о природе самого искусства.

Подумайте о параллели с поэзией. Хокку может состоять всего из трех строк, написанных простым языком, но оно может нести глубокий смысл. Дело не всегда в сложности или технической виртуозности, а в эмоциональном или интеллектуальном воздействии, которое оно оказывает.

Слева: Франц Кляйн. Река Лихай. 1944 // Справа: Франц Кляйн. Без названия. 1947
Слева: Франц Кляйн. Река Лихай. 1944 // Справа: Франц Кляйн. Без названия. 1947

Шаг 4: Научитесь ценить концепцию

В современном искусстве, начиная примерно с середины 20-го века, акцент часто смещается в сторону идей. Концептуальное искусство, например, утверждает, что концепция, лежащая в основе произведения, может быть важнее, чем само её воплощение.

Возьмем, к примеру, знаменитую работу Марселя Дюшана "Фонтан", которая в буквальном смысле представляла собой писсуар, установленный на пьедестале и на который была нанесена подпись. Традиционалисты могут отмахнуться от этого как от чепухи, но Дюшан был прав: “Что делает что-то искусством? Мастерство? Материалы? Или просто идея, стоящая за этим?” Заставляя зрителей задуматься над этими вопросами, Дюшан бросил вызов границам того, каким может быть искусство.

Как к этому подойти: вместо того, чтобы спрашивать: “Это красиво?” или “Насколько хорошо это сделано?”, спросите: “Что этим пытаются сказать?” Современные художники часто стремятся спровоцировать на размышления, начать разговор или раскритиковать общественные пороки. Иногда "шок" или замешательство, которые вы испытываете, - это именно то, чего добивается художник.

Марсель Дюшан. Фонтан. 1917
Марсель Дюшан. Фонтан. 1917

Шаг 5: Переосмыслите своё определение искусства

Традиционный зритель часто ценит искусство за его красоту, мастерство исполнения и соответствие установленным стандартам. Современное искусство бросает вызов этим стандартам, задавая вопрос: “Каким еще может быть искусство?”

Современное искусство отошло от идеи, что искусство должно быть связано с красотой и техническим мастерством, и использует новые идеи, такие как абстракция и эмоциональное выражение.

Современное искусство идет еще дальше, подвергая сомнению саму природу искусства, часто смешивая жанры, материалы и техники. Это может быть инсталляция, перформанс, видеоролик или даже предметы повседневного обихода, творчески переработанные.

Искусство как опыт: В современном искусстве опыт зрителя часто играет важную роль в достижении завершённости произведения. Некоторые произведения требуют взаимодействия с аудиторией, в то время как другие поощряют индивидуальную интерпретацию. Теперь речь идет не просто о восхищении картиной или скульптурой — речь идет о том, чтобы проникнуться концепцией и интерпретировать её послание для себя.

Жан-Мишель Баския. "Без названия" ("Череп"). 1982
Жан-Мишель Баския. "Без названия" ("Череп"). 1982

Шаг 6: Не бойтесь иметь свое собственное мнение

Необязательно любить все, что связано с современным искусством, и это нормально. Одна из прелестей этих видов искусства в том, что они открыты для интерпретации. Вы можете почувствовать глубокую связь с одним произведением и быть совершенно обескуражены другим.

Доверяйте своим инстинктам: если что-то не находит у вас отклика, ничего страшного. Современное искусство не указывает вам, что чувствовать, — оно приглашает вас самостоятельно выстраивать отношения с произведением. Чем больше вы будете этим заниматься, тем больше вы начнете замечать закономерностей и темы, которые имеют для вас смысл.

Дайте ему время: точно так же, как вы можете не сразу понять сложный роман или музыкальное произведение, для восприятия современного искусства может потребоваться время. Попробуйте подойти к нему непредвзято, обратите внимание на контекст или предысторию и позвольте себе удивиться.

Джозеф Кошут. Один и три стула. 1965
Джозеф Кошут. Один и три стула. 1965

Дело не в том, что вы “понимаете”, а в том, что вы чувствуете

Современное искусство не всегда может быть направлено на создание чего-то, что мгновенно узнаваемо или легко интерпретируется. Часто речь идет о том, чтобы стимулировать восприятие, стимулировать разговор и расширять определение того, чем может быть искусство. Для традиционного зрителя или тех, кто новичок в этом вопросе, главное - перестать воспринимать искусство исключительно с точки зрения мастерства или красоты и начать рассматривать его как средство выражения эмоций и идей.

Как только вы избавитесь от потребности в том, чтобы искусство выглядело определенным образом, вы можете обнаружить, что современное искусство обладает богатством и глубиной, которые ценны не менее, если не более, чем классические формы, к которым вы привыкли.

Рене Магритт. Вероломство образов. 1928—1929
Рене Магритт. Вероломство образов. 1928—1929

Понравилась статья? Не забудьте подписаться на наш канал!